Словарь по христианству А АНАСТАСИЙ

АНАСТАСИЙ

АНАСТАСИЙ (конец XII – начало XIII в.) – преподобномученик Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (память 22 января, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Иеромонах Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (1638 г.) называет Анастасия «братом» преподобного Тита иеромонаха (ум. в конце XII в.). В «Описании о российских святых» (известно в списках конца XVII – XVIII вв.) Анастасий именуется диаконом, в тропаре, кондаке и стихире, ему посвящённых, отмечается его постничество и мученическая кончина. Он упоминается также в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер как особо трудолюбивый и дерзновенный перед Богом в своих прошениях (третий тропарь четвёртой песни канона). Местная канонизация Анастасия совершилась в XVII в., когда Киево-Печерский архимандрит Варалаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, как полагают исследователи, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание Анастасия установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно которым ряд киевских святых (в том числе Анастасия) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Память Анастасия 22 января совершается ради тезоименитства с Анастасием Персиянином. В некоторых изданиях ошибочно указывается на существование ещё одного Анастасия, почивающего в Дальних пещерах. В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Анастасия сказано: «Надсед, брада доле Григория Богослова, на главе кавтырь, риза чернила, испод празелень, правою рукою левой стороны ризу держит, а левую руку к сердцу, персты вверх». В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» он представлен, как правило, в монашеском одеянии с куколем на голове, в левой группе, за преподобным Антонием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Оглавное изображение Анастасия помещено в седьмом ряду вторым слева на гравюре конца XVIII – первой половины XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), на иконе первой половины XIX в. (музей Андрея Рублёва), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры, с надписанием на нимбе: «Пре Анастасiй зат.(ворник)». На литографии 1859 г., издания Александра Абрамова (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (Русский музей) образ преподобного находится в шестом ряду первым слева; выраженных индивидуальных черт не имеет. У Дмитрия Александровича Ровинского указано 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых.

 
PR-CY.ru