Словарь по христианству А АНАСТАСИЙ, Кононов Антоний Фёдорович

АНАСТАСИЙ, Кононов Антоний Фёдорович

АНАСТАСИЙ, Кононов Антоний Фёдорович (1894–1986 гг.) – епископ Донской и Кавказский, управлял также Клинцовской и Новозыбковской епархией, местоблюститель архиепископа Московского и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии (с 14 февраля 1986 г.), крупнейший деятель старообрядчества в ХХ в. Родился в крестьянской семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия. С ранних лет был прихожанином и клирошанином старообрядческого храма в близлежащем селе Потесове, окончил начальную школу. В 1915–1922 гг. воевал на фронтах Первой мировой и гражданской войн (в 1918–1922  гг. – в рядах Красной Армии), после демобилизации вступил в брак. В 1937 г. переехал в Москву, работал в Военно-строительном управлении Московского военного округа, в годы Великой Отечественной войны возглавлял подсобное хозяйство округа в Горьковской области. В 1947 г. поселился в посёлке Валентиновка в Подмосковье, перед выходом на пенсию в 1966 г. занимал должность заведующего складом при управлении гастрономами Московской области. Никогда и нигде не скрывал религиозных убеждений, с 1947 г. был постоянным прихожанином и клирошанином Покровского кафедрального храма на Рогожском кладбище в Москве. 17 апреля 1966 г. рукоположён во священника старообрядческим архиепископом Московским и всея Руси Иосифом (Моржаковым) и определён в Покровский храм, много внимания уделял окормлению молодёжи. После кончины супруги (1968 г.) пострижен в иночество с именем Анастасий и 27 мая 1973 г. рукоположён во епископа старообрядческим архиепископом Московским и всея Руси Никодимом (Латышевым) на Донскую и Кавказскую епархию с правом временного управления Клинцовской и Новозыбковской епархией. В годы архиерейства проявились его незаурядные церковно-административные способности. Анастасий регулярно объезжал приходы своих обширных епархий, посещая их не только в престольные праздники, но и для ревизий, порой неожиданных. Оперативно решал кадровые вопросы, сам искал не только кандидатов в священные степени, но также председателей и членов приходских советов. Рукоположил 15 священников, 13 диаконов, возвёл в сан четырёх протоиереев, совершил десятки хиротесий во чтецов. Его помощником в делах церковного устроения был настоятель Ильинского храма Гомеля протоиерей Евгений Алексеевич Бобков. Активность Анастасия и протоиерея Евгения вызывала резкую реакцию со стороны региональных и столичных уполномоченных Совета по делам религий СССР. В их документах отмечались «фанатизм» и «неуступчивость» Анастасия, его стремление решать церковные вопросы без участия государственных чиновников, высказывалось пожелание о проведении «более конкретной работы» для устранения влияния Анастасия и протоиерея Евгения на тогдашнего предстоятеля старообрядцев Белокриницкого согласия архиепископа Никодима (Латышева). С начала 1979 г. Анастасий фактически был наместником архиепископа Никодима в Москве (сам архиепископ находился тогда в Молдавии, в родном селе). 14 февраля 1986 г., после кончины архиепископа Никодима, Анастасий был избран местоблюстителем старообрядческой Московской архиепископии. 5 января 1986 г. возглавил хиротонию епископа Алимпия (Гусева; в 1988–2003 гг. – митрополит Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкого согласия). Анастасий поощрял изучение старообрядчества светскими исследователями. За несколько месяцев его местоблюстительства в Покровском кафедральном храме совершилось значительное число хиротоний, велась подготовка первого после «застойных» лет собора старообрядческой церкви. Анастасий добился разрешения Совета по делам религий на учреждение старообрядческой митрополии (что осуществилось в 1988 г.). Похоронен в склепе архиерейских могил Рогожского кладбища. Авторитет Анастасия среди старообрядцев Белокриницкого согласия России и стран СНГ до настоящего времени весьма высок.

 
PR-CY.ru