АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич - Страница 3

В евхаристическом собрании особым образом осуществляется служение всех (греч. «литургия» – «общее дело», подчёркивает Н.Н. Афанасьев) Богу. Евхаристию совершает не только епископ или пресвитер, но и лаик, хотя он «священнодействует не так, как последние, которые имеют особое от лаиков служение и особые дары Святого Духа, которых не имеет лаик». В то же время, по мнению Н.Н. Афанасьева, лаики не «просто молятся», но «действительно являются совершителями священнодействий, и только при их сослужении епископ или пресвитер их совершают», потому что в евхаристии «нераздельно и неразлучно» (хотя и «неслиянно») все участники благодатного служения являются «священниками Богу» (Откр. 1:6). Н.Н. Афанасьев указывает на то, что молитвы Божественной литургии, и, в первую очередь, анафора, являются молитвами не одного предстоятеля, но и всего народа и читаются именно от лица последнего. При этом он подчёркивает, что евхаристия по самой своей природе является общественным, а не частным богослужением, откуда следует, что участие в причащении не только дело личного благочестия каждого, но и церковная обязанность всех верных. Ежедневное причащение в древней церкви, полагает Н.Н. Афанасьев, было стремлением к осуществлению идеала церковной жизни. Эта практика получила распространение в монастырях, а через монастырские уставы перешла в приходскую жизнь. Но «фактическая невозможность для всех членов местной церкви каждодневно участвовать в Евхаристии привела к ослаблению потребности участия и тогда, когда это представляется возможным». На литургии, считает Н.Н. Афанасьев, не должно быть просто «присутствующих», а только участники. «...Быть участником трапезы означает «вкушать» от неё». И дело не только в том, чтобы каждый член церкви чаще причащался, а в том, «чтобы вернулось основное осознание Евхаристии как «трапезы Господней», на которой все вместе причащаются всякий раз, когда она совершается». Н.Н. Афанасьев считает, что через понимание каждым верующим смысла и значения причащения нужно вернуться к более частому принятию Святых Таин. Все члены церкви, поставленные Святым Духом на различные виды церковного служения, составляют единый благодатный организм, созданный, как отмечает Н.Н. Афанасьев, по принципу различия даров и служений. «Различие же служений не установлено ни церковной властью, ни частью клира, а вытекает из самого понятия Церкви». Положение каждого в церкви определяется видом его служения: «Иерархическая лестница начинается с лаиков... и заканчивается через епископа во Христе... Отсюда следует, что к церковной иерархии в широком смысле принадлежат все члены Церкви – это есть священно-иерархия, т.е. иерархия священников и царей как членов Церкви». Особым является служение предстоятеля, без предстоятеля не совершается евхаристия, «так как такова её природа, которая требует предстоятеля», а следовательно, без служения предстоятеля не может быть церкви. Рассматривая исторически практику сослужения пресвитеров епископу, Н.Н. Афанасьев отмечает, что ни в ранней церкви, ни в Византии это не было собственно сослужением (в лучшем случае, оно ограничивалось предварительной частью литургии): приносящий Дары есть только один, «т.к. он один от имени Церкви «приносит» Дары», или: предстоятельствует на евхаристии всегда один, в то время как сослужает ему вся община».

 



 
PR-CY.ru