Словарь по христианству А АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич

АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич

АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич (1893–1966 гг.) – протопресвитер, богослов, канонист. Родился в семье присяжного поверенного. После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Новороссийского университета, через год перешёл на физико-математический факультет. После начала Первой мировой войны учился в Одесском артиллерийском училище, затем – офицер береговой артиллерии в Ревеле и Севастополе. В то же время Н.Н. Афанасьев изучал «Критику чистого разума» Иммануила Канта, постепенно круг его интересов сменился, от физики и математики он обратился к философии и богословию. В ноябре 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем в Белград. Весной 1921 г. поступил в Белградский университет на богословский факультет. Принял участие в белградском православном кружке, был одним из основателей братства Серафима Саровского, где познакомился с протоиереем Сергием Булгаковым, Александром Павловичем Доброклонским, протоиереем Василием Зеньковским, архимандритом Киприаном (Керном). После окончания университета в 1925 г. преподавал Закон Божий в женской гимназии в Скопье. В 1930 г. Н.Н. Афанасьев становится сотрудником созданного протоиереем Василием Зеньковским религиозно-педагогического кабинета Православного Богословского института преподобного Сергия в Париже и преподавателем канонического права и греческого языка; с 1932 г. – доцент. Под руководством А.П. Доброклонского Н.Н. Афанасьев написал свои первые сочинения «Государственная власть на вселенских Соборах» (с дополнением: «Провинциальные собрания Римской империи и вселенские Соборы»), «Ива Эдесский и его время». В этих сочинениях наметились многие темы и проблемы дальнейших трудов Н.Н. Афанасьева: природа и происхождение церковных Соборов, догматика и право в церкви, церковь и государственная власть. Под влиянием протоиерея Сергия Булгакова он заинтересовался догматическим богословием, в частности, экклезиологией. В 1936 г. по предложению митрополита Евлогия (Георгиевского) был командирован в Лондон и Оксфорд, где начал писать большой труд «Церковные Соборы и их происхождение». В сентябре 1938 г. Н.Н. Афанасьева командировали в Рим, но из-за начавшейся в 1939 г. войны он оказался в Швейцарии. В декабре возвратился в Париж, где 8 января 1940 г. (в день Собора Пресвятой Богородицы) был рукоположён митрополитом Евлогием во иерея. В связи с вторжением немцев во Францию в июле 1940 г. эвакуировался на юг Франции в город Сен-Рафаэль. В июле 1941 г. архиепископ Ниццкий Владимир (Тихоницкий) направил его в Тунис для окормления русского прихода. Н.Н. Афанасьев служил на приходе города Бизерта и на греческих приходах городов Туниса и Сфакса. Там он начал писать сочинение «Церковь Духа Святого». В 1947 г. возвратился в Париж и смог доработать свой труд с учётом новейших богословских публикаций. В то же время работал над исследованием «Неудавшийся церковный округ», которое подал в Совет профессоров в виде предварительной диссертации, зачтённой ему вместо докторских экзаменов. В 1949 г. «Церковь Духа Святого» была представлена на соискание докторской степени, 2 июля 1950 г. состоялась защита диссертации, после чего Н.Н. Афанасьев становится ординарным профессором Богословского института преподобного Сергия, читает лекции по церковному праву и истории древней церкви.

 



 
PR-CY.ru