АСМАТИКОН

АСМАТИКОН, Азматикон – византийская богослужебная певческая книга. Содержит песнопения, предназначенные для исполнения хором певчих в отличие от книги Псалтикон, где собраны песнопения для певца-солиста (псалта). Эти два типа рукописей взаимно дополняли друг друга: например, при респонсорном пении первая часть псалмового стиха, предназначенная для исполнения соло, могла быть помещена в Псалтиконе, а вторая, для хора, – в Асматиконе. Состав Асматикона: тропари пророчеств на великой вечерне под Рождество Христово, прокимны, ипакои, аллилуарии, антифоны литургии и причастны (Псалтикон содержит помимо этих песнопений кондаки, Трисвятое, херувимские и входные стихи). Мелос песнопений, помещавшихся в Асматиконе и Псалтиконе, различался по стилю и мелодической развитости, в соответствии с особенностями исполнения: более искусный для сольного исполнения и простой для хорового. Различие стилей иногда отражалось в надписании разделов песнопений с помощью слов «Асматикон» или «Псалтикон». Каждый из стилей имел свою ладовую и мелодическую традицию с соответствующей совокупностью характерных мелодических формул. Песнопения Асматикона также отличались присутствием в них внетекстовых вставок, использовавшихся для расширения мелизматических украшений. Асматикон как тип певческой рукописи не имел широкого распространения. Самые ранние списки Асматиконов относятся ко второй половине XII в., однако в них отражена древняя константинопольская певческая традиция, восходящая к VIII–IX вв. Известно только шесть Асматиконов, написанных после 1225 г. К первой половине XIV в. в греческой рукописной традиции произошло объединение Псалтикона и Асматикона в смешанный вид певческой книги, названной Аколуфии. К. Флорос определил два различных типа Асматиконов: чистый и смешанный. В первом песнопения были распределены по пять разделов, лучше всего представленным в итало-греческих рукописях второй половины XII в., в которых наблюдается наиболее стабильный порядок следования этих разделов (менее последовательно это видно в византийских рукописях конца XII в. и начала XIV в.): 1) ипакои и причастны октоиха; 2) ипакои важнейших праздников и тропари на вечерне Рождества Христова и Богоявления; 3) прокимны; 4) различные песнопения обихода; 5) причастны великих праздников. Смешанный тип Асматиконов включал корпусы песнопений как для хора, так и для солиста. В Асматиконе и Псалтиконе репертуар часто дублировался, в результате сформировалась новая компиляция, которая отражает певческую практику большого монастыря, по-видимому, Сан-Сальваторе в Мессине. Этот тип Асматикона лучше всего представлен тремя рукописями начала XIII в., каждая из которых имеет свои особенности в содержании и строении. В смешанном типе Асматикона песнопения каждой категории были расположены в порядке следования праздников богослужебного года. Самый обширный репертуар содержится в рукописи, где наиболее органично объединившей содержание Асматикона и Псалтикона.

 
PR-CY.ru