Словарь по христианству А АНАСТАСИМАТАРИЙ

АНАСТАСИМАТАРИЙ

АНАСТАСИМАТАРИЙ (воскресные стихиры) – вид греческой певческой книги. Основу Анастасиматария составляет собрание наиболее часто употребляемых песнопений Стихираря – воскресных стихир вечерни и утрени. Это, прежде всего, стихиры на «Господи воззвах» – воскресные самогласны («творение Иоанна Дамаскина»), восточны и богородичны догматики. Воззвахи либо распределяются по гласам, либо выписываются в конце кодекса, где обычно помещается и 11 утренних евангельских стихир («творение Льва Мудрого»). Иногда в Анастасиматарии содержатся также хвалитные псалмы, ексапостиларии и песнопения литургии. По причине широкого распространения рукописных Анастасиматариев в начале или в конце этих кодексов обычно помещали в сокращённом виде протеорию Пападики – введение в музыкальную теорию. Часто встречаются рукописи смешанного типа (сборники), содержащие в начале или в конце Анастасиматария Анфологию Пападики, Доксастарий – собрание праздничных и триодных стихир на «Слава» или Ирмологий. Первые известные списки Анастасиматариев относятся к началу – середине XVII в. В последней трети XVII в. Анастасиматарий пополнился сочинениями протопсалта Великой церкви Хрисафа Нового. Анастасиматарий, названный его именем, стал в рукописной традиции наиболее распространённым типом этой певческой книги. Ещё более известным стал Анастасиматарий доместика и протопсалта Петра Пелопонесского. Митрополит Хрисанф из Мадита (ум. в 1843 г.) в «Теоретиконе» различает «древний» и «новый» виды стихирарного мелоса, присущие соответственно «древнему Анастасиматарию» и Анастасиматарию Петра Пелопоннесского. К числу песнопений, распетых первым видом мелоса, Хрисанф относит «славники», воскресны, хвалитны, подобны, самогласны и евангельские стихиры; новым видом мелоса, делящегося на медленный и сжатый, быстрый, были также распеты ексапостиларии, седальны, литургийные антифоны и входные стихи. Анастасиматарий Петра Пелопоннесского послужил основой для многочисленных печатных изданий Анастасиматариев (после 1820 г.), содержащих помимо стихир на «Господи воззвах» воскресные седальны, каноны, а также великое славословие сжатого мелоса.

 
PR-CY.ru