Словарь по христианству А АПОСТОЛ КОНСТАС

АПОСТОЛ КОНСТАС

АПОСТОЛ КОНСТАС – составитель и переписчик певческих рукописей, теоретик церковной музыки, мелург. Родился на острове Хиос в семье священника. Ученик Петра Византийского и Георгия Критского. Жил и работал в Константинополе в период с 1790 по 1840 г., не занимая никаких официальных должностей. Из-под его пера вышло значительное число певческих сборников, в числе которых Анфологии (в том числе Анфология Пападики, Анфология Четыредесятницы), Доксастарии (в том числе составленные Петром Пелопонесским, Иаковом Протопсалтом), Ирмологии (в том числе Петра Пелопоннесского), Аколуфии, Анастасиматарии, Теоретиконы. Исследователям известно 28 датированных автографов Апостола Констаса, самый ранний из них – «Анфология» 1791 г., самый поздний – Избранные песнопения Стихираря 1828 г. Кроме того, имеется более 20 недатированных сборников письма Апостола Констаса. В Санкт-Петербурге хранятся Анфология Новой Пападики 1797 г., Ирмологий Петра Пелопоннесского 1805 г. и три недатированные певческие книги – Анастасиматарий Хрисафа Нового, Доксастарий Петра Пелопоннесского и Ирмологий Петра Пелопоннесского. Судя по тому, что среди автографов Апостола Констаса лишь некоторые экземпляры написаны нотацией нового метода, исследователи считают его приверженцем традиционного невменного письма. В трактате «Музыкальное искусство общепринятой традиции и анализа» (1800 г.; известен по спискам 1807, 1809 гг.) Апостол Констас изложил собственную методологию «толкования» древней византийской нотации (впоследствии получившей наименование средневизантийской). В этом сочинении он предложил свой способ трактовки соединений интервальных знаков и так называемых великих ипостасей хирономии (имеются в виду «зашифрованные» развёрнутые мелодические последовательности), считая его наиболее точным и соответствующим стилю древней византийской музыки. Благодаря «толкованию» древнейших традиционных мелосов, сделанному Апостолом Констасом, в обиход были возвращены песнопения из древнего Стихираря: песнопения часов навечерия Рождества Христова, навечерия Богоявления и Великой пятницы, подобны на Успение Богородицы. Аналогичную работу он проделал с 11 евангельскими стихирами протопсалта Иоанна Глики, а также с песнопениями Иакова Протопсалта (стихиры: на вечерне Великой пятницы первого плагального гласа, 11 евангельских, Успения Богородицы). Получили распространение его обработки мелосов Петра Пелопоннесского второго плагального гласа, стихира Великой среды вечера четвёртого плагального гласа, песнопения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» первого гласа и Петра Берекета (стихи полиелея четвёртого гласа). Музыкальное наследие самого Апостола Констаса включает хвалитны на все гласы, песненное Трисвятое на все гласы, непорочны первого гласа, великое славословие первого плагального гласа, матиму в честь Небесных Сил второго плагального гласа, причастны седмичные (вторника и субботы) и праздничные (Рождества Христова, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения), стихи на освящение храма, ряд песнопений литургии и др. Мелосы Апостола Констаса сосредоточены только в его автографах, следовательно, не получили широкого распространения в певческой практике.

 
PR-CY.ru