Словарь по христианству А АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (610 гг. – 685 г.) – первый известный армянский учёный, математик, космограф и знаток пасхалий, писатель. Родился в области Ширак. О начальном периоде его жизни известно из краткой автобиографии Анания Ширакаци, где он называет себя «Ширакаци» (Ширакский), а также «Ширакаванци» и «сын Иоаннеса Ширакайни». Изучив Священное Писание, армянскую и греческую словесность, Анания Ширакаци отправился в Византию. Через Феодосиополь (Карин) прибыл в провинцию IV Армения для обучения у математика Кристосатура. Увидев, что тот «не ведал всей науки», поехал в Константинополь, оттуда в Трапезунд, где его учителем стал известный учёный грек Тихик (Тюхик), «преисполненный мудрости и сведущий в армянской письменности». Вернувшись в Армению, Анания Ширакаци занялся просветительской деятельностью и преподавал «науку о числах». Из сообщений армянских историков известно, что католикос Анастас (662–668 гг.) поручил ему упорядочить армянский календарь. В Армении пользовались подвижным солнечным календарём: все годы состояли из 365 дней (високосных не было), за счёт чего начало года и церковные праздники постепенно перемещались по временам года. Анания Ширакаци создал неподвижный календарь по римскому образцу, однако после кончины католикоса Анастаса его работа так и осталась невостребованной. Перу Анании Ширакаци принадлежит ряд работ по арифметике, теории летосчисления, космографии и географии: «Математика Анании Ширакаци – о весах и мерах», «Вопросы и решения» (сборник арифметических задач), трактат о календаре и космографии, «География» («Ашхарацуйц», ранее приписывавшийся Мовсесу Хоренаци). Для классификации церковных ладов и объяснения сущности их интонирования через определение количественных взаимоотношений тонов натурального строя Анания Ширакаци использовал в одном из своих трудов десятирядовую таблицу из «Введения в арифметику» неопифагорейца Никомаха Герасского (II в.), выражавшую структуру соотношений между целыми числами, их рядами и соответствующими им музыкальными тонами. Возможно, именно через Ананию Ширакаци представления александрийских греков об акустике распространились и в Иране, где арабские переводы трудов античных авторов, касающихся этих проблем, появились не раньше VIII–IX вв. Анания Ширакаци по традиции считается автором значительной части шараканов (духовных гимнов) на праздники Святой Пасхи, Преображения Господня и Пятидесятницы. Он написал и ряд богословских произведений, в которых наибольшим авторитетом для него является Библия, затем творения отцов церкви и лишь потом труды «добрых философов». «Слово математика Анании Ширакаци, сказанное на Богоявление Господа и Спасителя нашего» доказывает, что Рождество следует справлять не 25 декабря, а 6 января, одновременно с праздником Крещения. В «Слове Анании Ширакаци, сказанном на Пасху Господню» излагается история празднования Пасхи. Анании Ширакаци приписывается также хроника от Адама до 685 г. Незыблемый принцип учёного был таков: «Сохраняя божественную веру, преисполненные плодов учения философов и твёрдо придерживаясь веры, мы будем всегда плодотворны в науке».

 
PR-CY.ru