Словарь по христианству А АККЛАМАЦИЯ

АККЛАМАЦИЯ

АККЛАМАЦИЯ в христианском литургическом обиходе – текстовая, либо текстово-мелодическая формула, произносимая или поющаяся народом в ответ на возглас, обращение, благословение священнослужителя. В античности аккламации встречались как в дохристианских религиозных культах, так и в общественной жизни Рима: «io triumphe!» (лат. – «Да здравствует победа!») – возглаc народа и войска, возвратившегося домой с победой, во время праздничного шествия триумфальной процессии полководца; «bene et praeclare» («отлично и ясно»), «belle et festive» («изящно и остроумно»), «non potest melius» («нельзя лучше») – выражения одобрения по поводу различного рода публичных выступлений частных лиц и др. Во времена Римской империи публичные аккламации в театре или цирке могли быть направлены также в адрес императора или высших чиновников, присутствующих на публичном представлении, с выражением различных просьб, пожеланий, требований. Константин I Великий принял указ об аккламациях (от 1 ноября 331 г.), разрешив городскому населению выражать своё одобрение или неодобрение наместникам провинций, отправляющим правосудие. Несомненно, в данном указе следует видеть подкрепление авторитетом государственной власти обычной правовой нормы. Христианство восприняло традицию аккламаций, введя их в литургическую практику уже на раннем этапе её развития. Кроме древнееврейских литургических формул «Аллилуйя», «Аминь», «Осанна» к ранним христианским аккламациям относятся заимствованные из синагогальной практики эллинистической еврейской диаспоры формулы «Бог Един» (Мк. 10:18, Рим. 3:30), «анафема» (1 Кор. 16:22) и часто употребляемая в различных вариантах формула «вовеки». Выражением собственно новозаветной веры являлись аккламации «Господь Иисус (Христос)» – Рим. 10:9; 1 Кор. 12:3; Флп. 2:11 – и «Господь грядет», или «Гряди, Господи» – 1 Кор. 16:22. Со временем в западных и восточных литургических семьях сформировались свои комплексы молитвенных аккламаций. К наиболее распространённому, общему для Запада и Востока, относится «Господи, помилуй» (вошло без перевода в богослужение большинства восточных и западных обрядов). «Аминь», произносимое народом в конце анафоры, служит для подтверждения православности благодарения предстоятеля и уверенности в преложении Святых Даров; милость, мир выражает «Тебе поём» и др. Анафоры иерусалимской литургии апостола Иакова и литургий западного сирийского обряда содержат аккламации «Смерть Твою, Господи, возвещаем, и воскресение Твоё исповедуем», включённую после второго Ватиканского собора и в состав всех четырёх евхаристических молитв мессы римского обряда. Существуют и другие аккламации. К аккламациям, вошедшим как в церковную практику, так и в византийские придворные церемониалы, относятся возгласы «Аксиос» («Достоин»), «Повели» или «Повелите» (иногда в церковнославянских книгах переводится как «Восстаните») и многолетия, происходящие от хвалебных приветствий византийским императорам и церковным иерархам и сделавшиеся неотъемлемой заключительной частью богослужения. На Западе близкой к многолетиям формой аккламации являются появившиеся около 750 г. во Франции «Laudes regiae» («Царственные хвалы», также называемые «Laudes Hincmari» по имени Гинкмара Реймсского), в которых соединены обращения ко Христу, святым, светским властям. Музыкальный аспект аккламаций, учитывая их изначальную предназначенность для исполнения общиной, предполагает несложные, легко запоминаемые напевы. Однако обычай народного пения и в западной, и в восточной литургической практике постепенно утрачивался. Некоторые аккламации сохранили мелодическую простоту, другие начиная с периода Средневековья наряду с каноническими текстами нередко служили основой для развёрнутых музыкальных композиций («Kyrie eleison» в ординарии месс Г. де Машо, О. Лассо, Дж. Палестрины, И.С. Баха, «Многая лета» Д.С. Бортнянского, «Господи, помилуй» литургийной сугубой ектении А.В. Никольского, С.В. Смоленского, С.В. Рахманинова).

 
PR-CY.ru