«АКТ О НАСЛЕДОВАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПРЕСТОЛА» - Страница 2
В «Акте о наследовании» содержится также положение о непризнании законными женитьб членов Императорского дома без дозволения государя. Соответствующее положение в самом законе не содержит ясного указания относительно устранения от наследования лиц, рождённых от таковых браков. Однако впоследствии вопрос этот решался именно так, а император Александр III запретил всем членам Императорского дома заключать неравнородные (морганатические) браки, т.е. вступать в брак с лицами, не принадлежащими к владетельным домам. Император Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16 лет, а для прочих членов императорской фамилии – 20 лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. «Акт о наследовании» содержит исключительно важное положение о невозможности восшествия на Российский престол лица, не принадлежащего к православной церкви. Соответствующее место включает и усвоение Российскому государю статуса главы церкви: «Когда наследство дойдёт до такого поколения женского, которое царствует уже на другом престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с Законом (в данном случае подразумевается вероисповедание неправославных), для того что Государи Российские суть Главою Церкви, а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку». Это положение о невозможности занимать Российский престол особе, не принадлежащей к православной церкви, повторяет соответствующее место из завещания императрицы Екатерины I, составленного в 1727 г.: «Никто никогда Российским престолом владеть не может, который не греческого закона». Содержание положения «Акта о наследовании» относительно вероисповедания государя отразилось в ст. 42 «Основных законов», помещённых в «Свод законов Российской Империи», первое издание которого вышло в 1832 г.: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (положение заимствовано из «Духовного регламента»). В примечании к этой статье сказано: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г. апреля 5 именуется Главою Церкви». Таким образом, вносилось известное ограничение в формулу относительно главенства государя в церкви. Формула императора Павла лишается силы прямого закона, становясь толкованием одной из статей «Основных законов». Для православного канонического правосознания допустима лишь такая интерпретация положения о главенстве императора в церкви, которая подразумевает возглавление и представление императором сословия мирян, но не священства. В таком смысле и интерпретировалось соответствующее положение в канонической и юридической литературе XIX в. большинством авторов. Публицист и профессор права Александр Дмитриевич Градовский (1841–1889 гг.) в своём толковании ст. 42 «Основных законов» писал: «Права самодержавной власти касаются предметов церковного управления, а не самого содержания положительного вероисповедания, догматической и обрядовой стороны… Таким образом, компетенция верховной власти ограничивается теми делами, которые вообще могут быть предметом церковной администрации, т.е. не предполагают актов, по существу своему принадлежащих органам Вселенской Церкви, Вселенским Соборам».