АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 5

Порядок литургии оглашенных: 1) начальный возглас «Благословенно Царство» (как в византийской литургии); 2) жамамут – изменяемое входное песнопение (по воскресеньям – византийский тропарь «Единородный Сыне»); 3) призыв диакона к молитве и славословие священника; 4) преподание священником мира; 5) главопреклонение; 6) молитва священника (равная византийской молитве первого антифона); 7) пение хором псалма и гимна, обозначаемых термином «полуденный»; в это время – 8) чтение священником двух молитв (равных византийской молитвы второго и третьего антифонов) и 9) чтение священником молитвы (равной византийской молитве малого входа); 10) священник вручает Евангелие диакону, диакон, как правило, обходит с Евангелием вокруг престола (аналог малого входа); 11) возглас диакона; 12) пение хором Трисвятого (с изменяемыми, в зависимости от праздника, вставками: «Явившийся нам», «Воскресший из мертвых» и проч., восходящими к сделанной в 471 г. Антиохийским монофизитским патриархом Петром из еретических побуждений вставке «Распныйся за ны») и 13) чтение священником молитвы Трисвятого (заимствованной из византийской литургии); 14) прошения диакона, похожие на византийскую великую ектению (которая в X–XI вв., во время активного заимствования армянами константинопольских обычаев, тоже следовала за Трисвятым); 15) возглас диакона «Помилуй нас, Господи Боже наш» и молитва священника (равная византийской молитве сугубой ектении); 16) чтения (читаются лицом к народу, их порядок: а) чтение из Ветхого Завете; б) чтение Апостола; в) пение псалма с припевом «Аллилуия»; г) возглашение диакона; д) преподание мира и несколько возгласов перед чтением Евангелия; е) чтение Евангелия, которое сопровождается каждением); 17) чтение Символа веры Никейского Собора (с заключительными анафематизмами), несколько изменённого; 18) прошения диакона (в частности, прошение о даровании «Ангела мира»); 19) преподание мира; 20) молитва главопреклонения; 21) отпуст оглашенных. Согласно Тафту, части № 1, 2 (в воскресные дни), 6, 8, 9, 13, 14, 15 являются заимствованиями из константинопольской (византийской) практики, № 18, 19, 20 – из иерусалимской. Порядок литургии верных: 1) пение трёх гимнов: «Тело Господне и Кровь Спасителя суть пред нами» (по указанию Тафта, текст этого гимна заимствован из восточно-сирийского обряда; этот и следующий гимны – след древней иерусалимской практики); «агиологии» – изменяемого гимна (в это время все в храме встают на колени); «Мы, таинственно изображающие херувимов» (равной византийской херувимской песни); 2) диакон уходит к жертвеннику за дарами, священник читает молитву «Никто из связанных» (равной византийской молитве перед великим входом); 3) священник поставляет принесённые диаконом дары на престол (возглашаются стихи Пс. 23:7–10; 117:26); 4) умовение рук (с чтением стихов Пс. 25); 5) несколько прошений диакона и молитва священника о предложенных дарах; 6) преподание мира и лобзание мира, сопровождаемое пением гимна «Христос среди нас явился»; 7) возглас диакона «Стоящие верою» и ответ хора «Возвышаем очи наши»; 8) анафора; 9) благословение священника; 10) диаконские прошения после анафоры (очень близкие к прошениям византийской ектении после анафоры); 11) молитва перед «Отче наш»;

 



 
PR-CY.ru