АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 3

Анафоры армянских литургий принадлежат к разным типам: анафоры Григория Просветителя (равной армянской редакции краткой версии анафоры Василия Великого), Исаака Великого, Кирилла Александрийского (первая и вторая армянские редакции пространной версии анафоры святителя Василия), Иоанна Златоуста, Афанасия Великого принадлежат к византийскому (константинопольскому) типу; анафоры апостола Иакова и священномученика Игнатия – к сиро-антиохскому; римский канон – к римскому; наконец, анафора Григория Богослова (и отчасти святителя Кирилла) – к оригинальному армянскому (последний очень близок к византийскому, его особенности: после institution есть дополнительный текст, прославляющий Сошедшего во ад и Воскресшего Царя Христа; за анамнесисом следует молитва о священнослужащих). Порядок основной армянской анафоры святителя Афанасия: вступительный диалог (почти как в византийских анафорах, отличия: начальное благословение предстоятеля – не точная цитата, а парафраз 2 Кор. 13:13; возглас «Горé имéим сердцá» произносит не священник, а диакон, причём предваряет его словами «Двери, двери», которые в константинопольской литургии находятся перед Символом веры); praefatio (содержащее краткие повествования о сотворении мира и о воплощении Сына Божия); Sanctus (в полной форме); post-Sanctus (содержащий рассказ о соделанном Христом домостроительстве спасения); institutio, после второго возгласа (о Чаше) которого хор поёт особое песнопение Богу Отцу (в конце institutio цитируются слова из Лк. 22:19: «Сие творите в Моё воспоминание» – и завершается рассказ о домостроительстве спасения); анамнесис (близок к тексту анамнесиса анафоры литургии святителя Василия), после которого священник преподаёт мир всем молящимся и хор поёт особое песнопение Сыну Божию; эпиклеза (с призыванием Святого Духа), после которой поётся особое песнопение Святому Духу; intercession и диптихи (состоящие из многочисленных возглашений священника и диакона и ответов народа; их непоследовательность (моление об усопших, о живых, опять об усопших и живых и обо всех) отражает смешанное влияние византийского обряда и иерусалимского богослужения); заключительное славословие. Литургия оглашенных в армянской традиции называется полуденным часом. Она долго считалась не частью литургии, а отдельным последованием. В то время как ныне литургия может совершаться в любой день года, кроме Великой пятницы, в древности дней без литургии было больше (запрещалось совершение литургии в будние дни Великого и Начального постов; литургия часто не служилась и в другие дни); в этом случае полуденный час совершался без литургии. По мнению Р. Тафта, в этом случае во время полуденного часа могло совершаться причащение преждеосвященными Дарами. Древний порядок чина отдалённо напоминает византийские изобразительны (также первоначально использовавшиеся в качестве службы келейного причащения). Согласно комментариям католикоса Ованеса III Одзнеци (ум. в 728 г.) и епископа Степаноса Сюнеци (ум. в 735 г.), полуденный час включал в себя: антифон (по воскресеньям из Пс. 92), возвышение Евангелия, возглас «вонмем», несколько прошений, чтение Священного Писания и Символ веры.

 



 
PR-CY.ru