АРИЛЬЕ - Страница 2

Согласно греческому акростиху (девиз сторонников Михаила VIII Палеолога), оставленному мастерами, они были выходцами из Салоник; надписи на славянском языке были сделаны сербами. Программа росписи традиционна: в барабане купола – пророки, на парусах – евангелисты; в алтаре – «Евхаристия» и «Поклонение жертве»; в подкупольном пространстве – цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы»; в западной части нефа – сцены из жизни Богородицы; в нартексе – «Древо Иессеево», Вселенские соборы, «Жертвоприношение Авраама»; в диаконнике – сцены Жития святителя Николая. Роспись купола, конхи алтарной апсиды и сводов певниц пострадала во время турецкого завоевания. Образ покровителя храма св. Ахиллия наряду с особо чтимыми ктиторами представлен в южной певнице, там же образ св. Иоанна Предтечи с крылами, с усечённой главой в руках. В северной певнице – изображение святых воинов и св. Стефана Первомученика, покровителя династии Неманичей (исследователи полагают, что здесь находился посвящённый ему придел). Особая тема росписи связана с историей Сербской православной церкви, представленной портретами исторических деятелей средневековой Сербии и отдельными композициями. В нижней зоне на западной стене наоса изображены сербские архиепископы (от Саввы I до современников росписи Евстафия II и епископа Моравичского Евсевия) и преподобные из рода Неманичей (Стефан Первовенчанный, Стефан Неманя, Стефан Урош V, Елена, сербская королева). В притворе – ктиторы Милутин и Драгутин (с моделью храма в руках) с женой Кателиной и сыновьями Владиславом и Стефаном Урошицем; преставление святителя Меркурия, епископа Моравичского; наряду со Вселенскими соборами – Собор Стефана Немани, осудивший полуверцев (римокатоликов). Стиль живописи отличается монументальностью, характерной для 1260 гг., к традициям более раннего периода тяготеет и система росписи. Однако в отличие от росписи Сопочан (1265 г.) в художественном стиле Арилье преобладает статичность и некоторая тяжеловесность, в композициях, плотно заполненных фигурами и архитектурой, практически отсутствует свободное пространство. Крупные фигуры с широкими плечами, как правило, поставлены фронтально, драпировки лежат широкими складками, подчёркивая мощные обобщённые объёмы. Несмотря на обилие белого цвета в одеяниях, колорит росписи тёмный. Вертикальные линии архитектурных форм выявлены полосами орнамента в виде вьющегося стебля, тонкий ажурный рисунок которого подчёркивает живописную монументальность изображений.



 
PR-CY.ru