АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - Страница 4

Предпринимались меры по искоренению язычества и суеверия в народе. Указы 1648–1649 гг. запрещали принимать в домах скоморохов, исполнять «бесовские игры» и песни, гадать, «праздновать купалу, прыгать через костры», запрещались святочные игры ряженых, гадания, «волшебство». В 1653–1655 гг. была проведена церковная реформа, которая имела целью упорядочение связей Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом, православными церквами украинских, белорусских земель, Молдавии и Балканского полуострова, что способствовало бы укреплению авторитета Русского государства. Всё это требовало унификации церковной обрядности, богослужебных книг, иконописания, даже церковной архитектуры. Особое место в реформе заняло исправление церковных книг, задачей которого было установление правильного текста, искажённого при переписке. Были приглашены справщики – учёные греческие и украинские монахи, которые проводили сравнение русских богослужебных книг с современными греческими. В 1650–1660 гг. происходила подготовка к реформе певческого искусства. На службу в столицу приглашались украинские «спеваки», что способствовало распространению здесь партесного пения, а также новшеств в области нотации и теории музыки. Алексей Михайлович проявил себя как распевщик и переписчик певческих сборников: сохранились его авторские распевы песнопения «Достойно есть», богородична «На Тебе, Пресвятая Богородице Дево», а также записи некоторых стихир с правкой, сделанной рукой царя («Марьины слёзы» и др.). Не сохранились, но известны по описи царской библиотеки 1682 г. шесть тетрадей, 13 отдельных листов, 25 «столпчиков» и другие музыкальные рукописи, выполненные Алексеем Михайловичем. Осуществлять богослужебную реформу был призван энергичный и деятельный патриарх Никон (Минов), который обратил на себя внимание царя в 1646 г., когда приехал в Москву за «милостыней» для Кожеезерского монастыря, где был тогда настоятелем. Никон так понравился царю, что тот оставил его в Москве, сделав настоятелем Новоспасского монастыря. В 1649 г. Никон был поставлен митрополитом Новгородским, а в 1652 г. по настоянию царя – Патриархом Московским и всея Руси. Он пользовался полным доверием царя, который советовался с ним не только по духовным вопросам, называя его «собинным другом». Никон энергично взялся за проведение реформы, применяя жёсткие меры. Церковная реформа встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства, знати и простонародья – ревнителей «древлего благочестия», в значительном числе отделившихся от церкви в раскол старообрядчества и подвергшихся суровым преследованиям. Властный и честолюбивый Никон, усвоив себе титул «великого государя», активно вмешивался даже в ход государственных дел, при этом стремясь поставить власть патриарха выше царской. Всё это привело к конфликту между Алексеем Михайловичем и патриархом, который завершился разрывом в 1658 г. Никон демонстративно снял с себя патриаршее облачение, надел скромное монашеское одеяние и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь в надежде, что царь придёт к нему с повинной. Однако эти надежды не оправдались. В 1664 г. Никон вернулся в Москву, но при попытке занять патриаршую резиденцию его по приказу царя выслали обратно.

 



 
PR-CY.ru