Словарь по христианству А АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА

АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА

АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА (около 1531/1532 – 1560 гг.) – русская царица; дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева, тётка Фёдора Никитича Романова (с 1619 г. – патриарх Филарет); первая жена царя Ивана IV Васильевича Грозного (с 3 февраля 1547 г.); мать царевича Ивана и царя Фёдора Ивановича (остальные дети умерли в младенчестве). По свидетельству современников, была добродетельна и благочестива, имела положительное влияние на мужа и пользовалась любовью народа. Князь Андрей Михайлович Курбский (1528–1583 гг.) в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Ивана IV Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников священника Сильвестра и окольничего Алексея Фёдоровича Адашева. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе с Московским митрополитом Макарием обвиняемые были осуждены. Известно, что царица «своими руками» вышивала церковные пелены и покровы. В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю исследователи относят к мастерской Анастасии Романовны. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской. Среди этих произведений – надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (музеи Московского Кремля), преподобных Кирилла Белозерского (Русский музей) и Никиты, столпника Переяславского (Владимиро-Суздальский музей); плащаница с редкой композицией несения Тела Иисуса Христа ко гробу (музей им. А.С. Пушкина); хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Святой Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (Третьяковская галерея, Переславль-Залесский музей, Кирилло-Белозерский музей), а также завеса царских врат с изображением Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский монастырь, Афон), отправленная царём в числе других даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское своё имя монастырь их Хиландар». Произведения светлицы Анастасии Романовны отличает особая «историчность» – связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Ивана Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы. К работе привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: исконно московские (покров «Святитель Иона, митрополит Московский», хоругвь «Великомученик Димитрий Солунский»), так называемой макарьевской школы: покров «Преподобный Никита, cтолпник Переяславский»), псковичи – плащаница (музей им. А.С. Пушкина), южнославянские мастера – покров «Голгофа» (Сергиево-Посадский музей), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры.

 
PR-CY.ru