АТЕНИ СИОНИ - Страница 2

Центральнокупольный храм возведён на трёхуступчатом цоколе, материалом послужили чисто тесанные квадры мелкозернистого туфа серовато-жёлтого, красновато-розоватого и зеленоватого оттенков. Стены в интерьере сложены ровными рядами каменной кладки, не рассчитанной под роспись. Основой плана является тетраконх, вытянутый по оси восток-запад. Барабан купола опирается на выступы апсид и связан с центральным квадратом посредством трёх рядов конических тромпов. Свод купола украшен рельефным каменным крестом. Подкупольное пространство с четырёх сторон организуют глубокие апсиды, составляющие в плане крест, между рукавами которого расположены четыре пастофория: два служили жертвенником (северо-восточный) и диаконником (юго-восточный), третий (юго-западный) являлся отделением, где молились женщины, а четвёртый (северо-западный), возможно, местом для клириков. Угловые помещения сообщаются с основным пространством глубокими трёхчетвертными нишами. Источниками света служат окна в барабане купола (четыре), в апсидах (пять, в алтарной – три) и в пастофориях (пять). Алтарное пространство подчёркнуто двухступенчатой солеёй, в полукружии апсиды – каменный синтрон в три уступа с епископским местом в центре. Пространственная организация интерьера отражена во внешних формах храма. Первоначальная черепичная кровля в Х в. была заменена перекрытием из плит. Фасады Атени Сиони украшены скульптурными рельефами трёх периодов. Наиболее ранние – фрагменты базилики V в.: изображение двух оленей, припавших к источнику (на тимпане северного входа), мифического существа сенмурва (на западном фасаде), антропоморфных капителей полуколонн (северный портал). От убранства VII в. сохранились изображение ктитора храма, предстоящего перед св. первомучеником архидиаконом Стефаном (средняя грань выступа северной апсиды), и сцена конной охоты на оленей (на западном фасаде). Остальные рельефы исполнены во время обновления Атени Сиони в конце X в. представителями рода Багваши, клдекарских эриставов, в чьи владения во второй половине X в. входило и Атенское ущелье. На восточном фасаде представлены скульптурные портреты Рата Багваши с моделью церкви в руках и его сына Липарита. Рельефы с изображениями мастеров (Гергиума, сына Эрхасана, Григори Дапса, Тодосака; последнее утрачено) были размещены на западном и северном фасадах и в барабане купола. На южном фасаде высечено изображение Микаела Багваши, названного строителем ограды. На западном фасаде сохранился крест XIV–XV вв. Архитектурно-конструктивные части в интерьере храма украшены аниконической росписью конца VII в. Рисунок выполнен по неокрашенной фактуре облицовочного камня.

 



 
PR-CY.ru