АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ - Страница 3

В митрополию Трапезунда (современный Трабзон, Турция) входили епископии Шариан и Келькит по реке Гайл-гет (современная Келькит), Сарчамадзор близ Карина, Байберд, Керчанис, Лерион, Мананали, Визана, Дзернак, Мцурн, Хах, Хавчич, Серманц, Еланцберд, Андак, Басен, Сукавет, Хантиерц. Митрополия Екелесены, Хордзена и Тарона включала в себя 21 епископскую кафедру, среди них Хордзен, Тарон, Муш, Хойт, Хацюн, Манцикерт (Маназкерт), Арчеш, Арцке, Амюк, Беркри, Востан. Ликопотамская епархия включала в себя область в долине реки Ликос (современная Кельхас) в Северной Месопотамии. В епархию Феодосиополя (Карин), находившуюся в юрисдикции Антиохийского патриархата, входили епископии Ордуру, Маврак (Маврокастрон), Сурб Мари (св. Марии), Аруч. Антиохии подчинялись также кафедры Панаскерт и Калмах в Северном Тайке. Многие кафедры армян-халкидонитов не поддаются точной локализации. По мнению исследователей, они располагались следующим образом: Мастраватц – у горы Мастара на Евфрате в Анзитене; Марментидзур – по реке Мармет-джур, впадающей с востока в озера Ван; святителя Николая – у монастыря Николая Чудотворца на северном берегу озера Ван; Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) – в городе Ван; Елиссау – у монастыря св. Елише в Нареке, к югу от озера Ван. Таким образом, в XI в., в период наибольшей экспансии Византийской империи на Востоке, епархии армян-халкидонитов, иерархически связанные с православной церковью, находились в Малой Армении, в Месопотамии, в Сирии, в Тароне, во владениях Давида III Куропалата (Карин, Басен, Чормайри, Мардали, Харк, Апахуник), в Васпуракане, в Багреванде, в Айрарате, в Шираке. На землях, соседствовавших с Византией, общины армян-халкидонитов имели давнюю историю, а в Северной Месопотамии (принадлежавшей кайситским эмирам) и Васпуракане они появились с приходом византийских войск. Общины армян-халкидонитов существовали также в столицах Багратидов – Карсе и Ани. Однако в этих городах, являвшихся оплотами национальной Армянской церкви, не могло быть епархий армян-халкидонитов до тех пор, пока они не вошли в состав империи (соответственно в 1045 и 1065 гг.). Увеличение в XI в. числа кафедр армян-халкидонитов – явное свидетельство возросшего количества членов их общины, т.к. епископ мог быть назначен только в многонаселённый город. Исследователи считают, что в это время церковная организация армян-халкидонитов вновь начинает на равных соперничать с Армянской церковью. Нашествие тюрок-сельджуков во второй половине XI в., положившее конец присутствию Византии в Армении, вынудило общины армян-халкидонитов постепенно перейти под власть Грузинского католикоса, и в XIII в. их епископские кафедры воспринимались уже как «грузинские». Впервые научную разработку темы православных армян и их места в восточном христианстве предпринял в конце XIX – начале XX в. Николай Яковлевич Марр (1864–1934 гг.). Собрав все известные сведения, привлекая новые источники, данные эпиграфики и археологии, он сумел выделить ряд основных этапов истории армян-халкидонитов. Не пытаясь проследить детали, учёный отметил, что ни халкидонитство, ни антихалкидонитство в Армении не ограничивалось признанием или отрицанием решений Халкидонского собора.

 



 
PR-CY.ru