АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ

АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ (православные армяне) – средневековые общины армян, придерживавшихся православного вероисповедания, установленного четвёртым Вселенским собором в Халкидоне (451 г.). В VI в. между Вселенской церковью и Армянской Апостольской церковью произошёл раскол, поскольку Армянская церковь отказалась признать определения Халкидонского собора. Значительное число этнических армян остались в общении с Вселенской церковью и перешли в подчинение Константинопольского патриархата. Тем не менее, этнические и языковые отличия армян (главным образом, это было население восточных провинций Византийской империи в Малой Азии и Северной Месопотамии) от греков, составлявших подавляющее большинство христиан Константинопольского патриархата, привели к сохранению за армянами-халкидонитами некоего особого положения. В Средние века в Армении сохранялось, по меньшей мере, два религиозных направления в рамках единого этноса, одинаково влиятельных в жизни общества: Армянская церковь, отвергавшая Халкидонский собор, и халкидониты, также обладавшие церковной организацией. Основная идея традиции армян-халкидонитов заключается в том, что Армянская церковь, несмотря на случайное отсутствие её иерархов на Халкидонском соборе и не менее случайное отделение от Вселенской церкви, никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причём не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно. История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкидонскому собору резко менялось. «Энотикон» императора Зинона (482 г.), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской церковью в 491 г., и только на втором Двинском соборе (554/555 г.) армяне прямо осудили Халкидонский собор и порвали с Константинопольской церковью. Некоторые исследователи (например, Николай Георгиевич Адонц) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области: Армянская церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского патриарха в Константинополе и встала на путь автономизации. Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и князь Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны императора Юстина II (565–578 гг.) и вошли в церковное общение с греками. В 591 г., после окончания византийско-персидской войны, к империи отошла значительная часть Великой Армении, где при поддержке Византии был основан православный армянский католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской церкви, католикосы которой находились в Двине, на персидской территории. Православным армянским католикосом стал Иоанн Багаранский (591–610 гг.). Аванский католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персидской части Армении. Борясь с влиянием православной партии, двинский католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкидонский собор или же покинуть страну. Иоанн Багаранский был единственным Аванским католикосом.

 



 
PR-CY.ru