АХМАТОВА Анна Андреевна - Страница 3

В 1949 г. были вновь арестованы Л.Н. Гумилёв и Н.Н. Пунин. Чтобы смягчить участь близких, А.А. Ахматова в 1949–1952 гг. написала несколько стихотворений, прославляющих И.В. Сталина и Советское государство. С начала 1950 гг. она активно работала над переводами стихов Кости Хетагурова, Яниса Райниса, Виктора Гюго, Робиндраната Тагора, корейских, польских, армянских, грузинских, еврейских, латышских, чешских и других поэтов. После смерти И.В. Сталина стихотворения А.А. Ахматовой снова появились в печати: в 1954 г. – в сборнике «Ленинградский альманах», в 1957 г. – в первом томе «Антологии русской советской поэзии». В 1958 г. вышла книга «Стихотворения», в 1961 г. – книга «Стихотворения, 1909–1960», в 1965 г. – «Бег времени: Стихотворения, 1909–1965». За пределами СССР были изданы: в 1963 г. – поэма «Реквием», в 1965 г. – «Сочинения» в трёх томах (под редакцией Глеба Петровича Струве и Бориса Андреевича Филиппова). В 1964 г. на родине был отмечен юбилей А.А. Ахматовой – 75 лет со дня рождения, 55 лет творческой деятельности. В том же году она была удостоена итальянской премии «Этна-Таормина», в 1965 г. – степени доктора Оксфордского университета; побывала в Италии, Англии и Париже. А.А. Ахматова умерла в подмосковном санатории, после чего её тело было отправлено в Ленинград, где 10 марта 1966 г. в Никольском Морском соборе после панихиды было совершено отпевание. Похоронена в Комарове под Санкт-Петербургом. Поэтическое мировоззрение А.А. Ахматовой во многом сформировано живой верой поэта, её стихи насыщены христианской символикой и образами. Важнейшие христианские понятия имеют для неё глубокий личный смысл. Ад в некоторых стихотворениях является не потусторонней реальностью, а воплощён в страданиях и чувстве богооставленности, которые душа претерпевает в этом мире за неправедную жизнь. В позднем творчестве А.А. Ахматовой тема ада преимущественно ассоциируется с «Божественной комедией» Данте Алигьери, раскрывается через картины войны и блокады Ленинграда. Важную роль в её поэзии играют образы храмов и церковного богослужения, являющегося для неё неотъемлемой частью повседневной жизни («И глядеть бы на смуглые главы», «Под звоны древние далёких колоколен» и др.). Начиная с 1920 гг. одним из основных источников поэтического вдохновения для А.А. Ахматовой стала Библия: «Рахиль» (1921 г.), «Лотова жена» (1924 г.) и др. Через всё её творчество проходит тема молитвы. В ранних произведениях она просит Бога о даровании любви и вдохновения («Я так молилась», «Боже, мы мудро царствовать будем» и др.). В 1915 г., в связи с Первой мировой войной, в поэзии А.А. Ахматовой возникает молитва за Россию («Молитва»), вызванная желанием победы и славы для родины, готовностью пожертвовать ради этого личным счастьем. В стихотворении «И вот одна осталась я» (1917 г.) появляется мотив поминальной молитвы, который с годами становится одним из главных.

 



 
PR-CY.ru