АНТОНИЙ, ИОАНН и ЕВСТАФИЙ - Страница 3

Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК Михаилу Ивановичу Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И всё же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды. По ходатайству патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены церкви в июле 1946 г. Несколько дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля были доставлены самолётом из Москвы в Вильнюс (в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников). До середины 1997 г. мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В конце июля 1997 г., во время визита в Литву, у мощей святых совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку. С 26 июня 1993 г. икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петропавловском соборе Минска. Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на так называемом большом саккосе 1414–1417 гг. (музеи Московского Кремля), принадлежавшем Московскому митрополиту Фотию, где Антоний, Иоанн и Евстафий представлены в нижней части передней стороны, по пояс, в шитых золотом княжеских одеждах, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой, Иоанн – юным, безбородым, Евстафий – седым, с небольшой бородой, Антоний – средовеком с короткой русой бородой; в надписи на греческом языке названы русскими. На минейной иконе на апрель конца XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), выполненной на основе строгановского образца конца XVI в., святые надписаны как «новоявленные», облачены в шубы и шапки, имеют аналогичный облик, что соответствует описанию в иконописных подлинниках, где они уподобляются святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, равноапостольному великому князю Владимиру. В Большаковском подлиннике XVIII в. сказано: «Антоний аки князь Борис в шубе, киноварь голубой, Иван князь аки Глеб, риза вохра, бакан в шубе, Евстафий аки князь Владимир, лазорь празелень, в шубе, в руках держут кресты, а в левых мечи в ножнах, на главах шапки, заломы черны». Ростовые изображения святых имеются в Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. Данная иконографическая традиция прослеживается в гравированных святцах 1722 г., на иконе «Минея годовая с праздниками и иконами Божией Матери» последней трети XVIII в. (музей Андрея Рублёва), на минейной иконе на апрель начала XIX в. (Карельский музей), на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г., вплоть до начала XX в., например, в поясном изображении Иоанна в медальоне западного свода в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894–1907 гг.



 
PR-CY.ru