Словарь по христианству А АФРОДИСИЙ, МИЛД (МЕЛД), МАКРОВИЙ, ВАЛЕРИАН, ДЕОНТИЙ, АНТОНИЙ (АНТОНИН)

АФРОДИСИЙ, МИЛД (МЕЛД), МАКРОВИЙ, ВАЛЕРИАН, ДЕОНТИЙ, АНТОНИЙ (АНТОНИН)

АФРОДИСИЙ, МИЛД (МЕЛД), МАКРОВИЙ, ВАЛЕРИАН, ДЕОНТИЙ, АНТОНИЙ (АНТОНИН) – мученики (память в Греческой церкви 4, 5 мая), пострадавшие в Скифополе Палестинском (начало IV в.). Вместе с ними в ряде календарей упомянуты ещё 60 скифопольских мучеников. По собственной воле они предстали перед правителем области и обличили его бесчеловечный нрав, а затем опрокинули и разбили жертвенники богов. Разгневанные язычники забили их до смерти. Тела мучеников были погребены христианами и позднее, на месте казни был воздвигнут храм. Краткое Житие скифопольских мучеников содержится в рукописи. Исследователи полагают, что они тождественны упоминаемым в сочинении Евсевия Кесарийского шести юношам, которые, придя к проконсулу Урбану, исповедали себя христианами и были усечены мечом. В Синаксаре Константинопольской церкви X в. и в Типиконе Великой церкви X в. под 4 мая содержатся память скифопольских мучеников и указание на то, что синаксис в их честь совершается в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе апостола Иакова, брата Господня. Под 5 мая память мучеников отмечена в Петровом Синаксаре XI в.  Наиболее ранним свидетельством почитания скифопольских мучеников на Руси является упоминание их в месяцесловах Остромирова Евангелия 1056–1057 гг. и Евангелия XII в. В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод нестишного Пролога, в состав которого под 4 мая была включена их память. В Великий Минеях Четьих помещены память и стих мученикам. Согласно Типикону Великой церкви X в., служба святых имеет общий тропарь мученикам первого гласа и чтения на литургии. Указание о пении тропаря святым на 50-м псалме и на входе свидетельствует об их особом почитании в Константинополе. Основные редакции Студийского и Иерусалимского уставов их память не содержат. Последование неизвестно.

 
PR-CY.ru