Словарь по христианству А АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ

АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ

АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ. Согласно легенде о происхождении эфиопской царской династии от царя Соломона Иерусалимского и царицы Савской, официально признаваемой Эфиопской церковью и подтверждённой Конституцией Эфиопской империи 1955 г., их сын Менелик I, родившийся в Эфиопии, в юношеском возрасте навестил своего отца в Иерусалиме. Соломон признал его своим первородным сыном и, провожая на родину, отправил с ним всех детей первородных народа израильского, в том числе и сына-первосвященника. Однако тот не смог расстаться с Ковчегом Завета и поэтому выкрал его и увёз с собой в Эфиопию. Похитители следовали Закону Моисея и чтили Ковчег Завета, для которого Менелик I по примеру отца выстроил храм в городе Аксум. После крещения Эфиопии св. Фрументием в IV в. он был освящён в честь Богоматери Сионской, где Ковчег Завета выполнял (и выполняет по настоящее время) роль табота, соответствующего антиминсу в православной традиции. В эпилоге эфиопского трактата «Кебре негест» («Слава царей»), где это предание было изложено впервые, провозглашается богоизбранность и грядущий триумф Эфиопии, этого Нового Израиля, потому что она обладает как величайшей святыней – Ковчегом Завета, так и «верой православной, которая пребудет до Второго Пришествия». Первое здание аксумского собора было возведено в середине IV в., после обращения страны в христианство. Согласно археологическим данным, прежде на этом месте находилось языческое капище. Аксумский собор неоднократно разрушался во времена войн и смут и отстраивался заново, так что его первоначальный облик был почти полностью утрачен. От аксумской эпохи дошло массивное основание собора, сложенное из обтёсанных гранитных блоков. Предпоследнее здание аксумского собора, представлявшее собой, по описанию португальского путешественника Франсишку Альвариша, просторную базилику с пятью приделами, сгорело в 1533 г. при осаде Аксума мусульманами под предводительством Ахмада Ибрахима аль-Гази. Современная постройка, довольно скромная по размерам, прямоугольная в плане, с тремя нефами, была воздвигнута по повелению царя Василида (1633–1667 гг.) зодчими в традициях индийской или индо-португальской архитектуры. Её освятили в 1655 г. К 1965 г. рядом со старым было возведено новое, более обширное здание аксумского собора. Начиная, очевидно, ещё со времён Аксумского царства аксумский собор получал земельные пожалования от царей и феодалов, став одним из крупных землевладельцев средневековой Эфиопии.

 
PR-CY.ru