Словарь по христианству А АБРАХА

АБРАХА

АБРАХА –  христианский царь Химьяра (Южная Аравия), в середине 530 гг. основавший новую династию, эфиоп по происхождению. Именно он, вероятнее всего,– один из двух царей, который, по эфиопскому преданию, принял христианство. Христианское эфиопиоское имя Абрэха означает, по всей вероятности, «(Бог) был благосклонен (к нему)». После успешного завершения химьяро-эфиопских войн в 525 г. на химьяритский престол был возведён ставленник Аксума, христианин Сумйафа Ашва из знатного южноаравийского рода. Около 534 (или 535) г. его свергли при поддержке местного населения эфиопские войска, размещённые на юге Аравии. Власть над Химьяром оказалась в руках Абрахи, по-видимому, одного из аксумских военачальников (согласно Прокопию, он был рабом византийского торговца из Адулиса; о том, как он попал в аксумское войско, исследователям ничего не известно). Аксумский царь Элла Ацбэха (Калеб) безуспешно пытался подавить мятеж собственной армии. Лишь после его смерти Абраха формально признал власть нового аксумского царя, согласившись на уплату ему символической дани. Приняв титул химьяритских царей, Абраха подчеркнул своё стремление сохранить традиции местной государственности. Его столицей стал город Сана, в центре которого им был выстроен великолепный собор эль-Калис. В конце 546 г. – начале 547 г. против Абрахи поднял мятеж Язид ибн Кабша, наместник племенного союза кинда, жившего на территории Хадрамаута. К июлю 547 г. восстание охватило большинство южноаравийских земель, на стороне повстанцев оказалась значительная часть сабейской и химьяритской знати. Прорыв Марибской плотины, поставивший под угрозу существование крупнейшего центра земледелия на юге Аравии, оазиса Мариб, заставил Абраху пойти на уступки и примириться с восставшими. По его приказу в октябре 547 г. – марте 549 г. был осуществлён ремонт этого грандиозного гидротехнического сооружения (последний в южноаравийской истории). О высоком международном престиже Абрахи свидетельствует прибытие к нему во время восстановления плотины посольств из Аксума, Византии и Ирана, а также от арабских владетелей – Лахмида аль-Мунзира III и Гассанидов аль-Хариса ибн Джабалы и его брата Абу Кариба ибн Джабалы. По примеру химьяритских царей V в. Абраха проводил активную политику во Внутренней Аравии, что подтверждает надпись, повествующая о его победоносном походе против группы бедуинских племён в 552 г. Отождествлять эту кампанию с упомянутым в Коране (сура 105) «походом слона» на Мекку, который арабо-мусульманская традиция приписывает Абрахе, у исследователей нет оснований: по-видимому, в предании о «походе слона» отразился один из более поздних рейдов Абрахи или его преемников на Хиджаз. Из-за сложных отношений с Аксумом Абраха взял курс на укрепление политических и религиозных связей с Византией. Именно оттуда в годы его правления к химьяритским христианам был прислан православный епископ Григентий. Однако предположение о принятии при нём православия в качестве официальной религии Химьяра исследователи не могут считать доказанным. О последних годах правления Абраха сведений нет. Вероятно, его кончина пришлась на конец 550 гг. Ему наследовал его сын Яксум.

 
PR-CY.ru