АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 5

В середине 530 гг. его полководец отложился от метрополии и основал новую династию правителей Южной Аравии. С её свержением в начале 570 гг. бывшие химьяритские владения попали под власть Сасанидского Ирана, захватившего основные торговые пути в этой части Индийского океана. Этот удар на фоне полного упадка международных экономических связей из-за общего кризиса средиземноморской античной цивилизации стал роковым для Аксумского царства, процветание которого зиждилось на транзитной морской торговле. Оно вступает в период быстрого упадка. Христианская литература на языке геэз появляется к VI в. Первыми её памятниками были переводные произведения: книги Священного Писания (очевидно, весь Новый Завет и, по крайней мере, часть Ветхого Завета, в первую очередь, Псалтирь), вероятно, некоторые сочинения отцов церкви и «Физиолог». Ни одной рукописи аксумского времени не сохранилось. Исследователям не известны также оригинальные произведения эфиопской литературы в поздних списках. О существовании в 520 гг. переводов ряда книг Библии на геэз исследователи судят благодаря приведённым в надписях Элла Ацбэхи цитатах из Мф. 6:33 и из Книги пророка Исайи (из-за лакуны цитата идентификации не поддаётся). Единственный аксумский царь этого периода, правление которого исследователям удалось довольно точно датировать, – ан-наджаши (негус) арабо-мусульманской традиции, известный под именем аль-Асхам ибн Абджар (ум. в 630 г.), очевидно, идентичный Элла Цахаму «царских списков». На его царствование пришлась «эфиопская хиджра» (615/616 г.) – переселение на территорию Аксумского царства сотни ближайших сподвижников пророка Мухаммада, спасавшихся от преследования мекканских язычников, и их переход под покровительство ан-наджаши. Большинство этих мусульман покинуло Аксумское царство после переселения Мухаммада в Ясриб (Медину) в 622 г., влившись в ряды окрепшей исламской общины. Благодаря великодушному поступку аль-Асхама, укрывшего гонимых монотеистов, у раннемусульманских законоведов Эфиопия считалась единственной христианской страной, относившейся к «области мира», а не к «области войны», что, впрочем, не мешало арабам совершать набеги на её прибрежные владения. Среди исследователей нет единого мнения о времени гибели Аксумского царства: одни относят её к середине VII в., другие – к IX в. Последним аксумским царём, после которого власть перешла к династии Загве, эфиопская традиция считает то Дэл-Наада (Дэл-Наода), то Дэгнайзана, то Габра Маскала. Ещё до того как аксумская династия пресеклась, реальная власть перешла от царей к вельможам, носившим титул хадани (или хацани – «воспитатель», «наставник», «дядька»). Один из них, Даниел, правивший незадолго до гибели Аксумского царства, оставил в столице несколько надписей, которые сильно повреждены и плохо поддаются интерпретации.



 
PR-CY.ru