АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 4

Царствование Эзаны было также ознаменовано введением существенных новшеств в систему эфиопской письменности. По образцу индийского слогового письма брахми (знакомство с ним стало возможным благодаря торговым связям аксумитов с Индией) раннегеэзский консонантный алфавит был преобразован в силлабарий, которым в несколько изменённом виде народы Эфиопии пользуются до сих пор. Так исследователям удалось решить столь актуальную для семитских языков проблему письменной фиксации гласных. Вопреки распространённому мнению у них нет оснований связывать вокализацию эфиопского шрифта со стремлением приспособить местную письменность для перевода на геэз христианских богослужебных книг, поскольку до нас дошли языческие надписи Эзаны, составленные совершенным слоговым письмом. Как полагают исследователи, вполне вероятно, что изобретатель не имеющего аналогов на Ближнем Востоке эфиопского силлабического шрифта не был христианином, и потому позднейшая традиция не сохранила достоверных сведений о нём. Исследователи также отмечают, что в период правления Эзаны надписи составлялись не только на геэзе и греческом, но и на так называемом псевдосабейском в подражание химьяритским государям, на земли которых он претендовал. Поскольку знание сабейского было к тому времени давно и прочно утрачено, тексты писались на геэзе вычурным южноаравийским письмом (справа налево, с добавлением к большинству слов сабейского окончания неопределённого состояния – m). Политическая история Аксумского царства в V в. практически не известна. В религиозной сфере происходит упрочение в нём позиций христианства благодаря проповеднической деятельности «Девяти преподобных» – монахов сирийского и греческого происхождения, покинувших Византию, спасаясь от гонений, которым они подверглись, по-видимому, из-за несогласия с вероопределениями Халкидонского собора. Эти монахи основывали на подвластных Аксумскому царству землях и за их пределами церкви и монастыри, на века определив монофизитский характер эфиопского христианства. Догматические различия не помешали Аксумскому царству стать в начале VI в. надёжным союзником Византийской империи. Апогея могущества Аксумская держава достигла в середине 520 гг. В зависимость от неё попали последние цари законной династии Химьяра, очевидно, принявшие христианство. В ответ на преследования химьяритских христиан приверженцем иудаизма узурпатором Йосефом Асаром Ясаром аксумский царь Калеб (Элла Ацбэха) предпринял поход на противоположный берег Красного моря, покорил Химьяр и восстановил там христианскую веру. Однако сохранить контроль над Химьяритским царством Калеб не сумел.

 



 
PR-CY.ru