АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ - Страница 4

К концу Х в. Кахетинское княжество начало наступление на земли Эрети, завершившееся в 1010 г. образованием объединённого «царства кахов и ранов» (Кахети-Эрети). Правители расположенного в Правобережье Куры Хаченского княжества, придерживавшиеся монофизитства и в Х – середине XI вв. также носившие титул «царей Алуанка», находились в вассальной зависимости от армянского царства Анийских Багратидов и в своём стремлении к самостоятельности противопоставляли им себя как наследников древних албанских царей. В Х в. было создано историческое сочинение «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци), в котором жители Правобережья Куры представлены в качестве особого народа алван (агван, албанов), имеющего издревле собственные светские и церковные традиции. Это было сделано с целью подтвердить права феодалов и духовных владык независимо властвовать в своей стране. В середине XI в. титул «албанских царей» перешёл к лорийским Кюрикидам (Ташир-Дзорагет). В начале XII в. грузинский царь Давид Строитель присоединил к своему государству Кахети-Эрети (1104 г.), Ташир-Дзорагет (1118 г.) и стал титуловаться «царём абхазов, картвелов, ранов, кахов и сомехов». С этого времени северная часть албанского Левобережья Куры испытывает сильное этническое, конфессиональное и общекультурное грузинское воздействие. Небольшая часть исторической Кавказской Албании входит в состав современной Грузии. Процессы межэтнической интеграции христианского монофизитского населения бывшей Кавказской Албании вели к арменизации местных народностей. С XII в. обостряется осознание правобережным населением своей общеармянской принадлежности; в конце XII – XIII вв. освобождение от сельджукского ига привело к расцвету армянской культуры в княжестве Хачен. Большинство жителей территории бывшего Албанского марзпанства (включая часть Правобережья) подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с XI в. – тюркскими народами. Вторжения сельджуков и других тюркских племён изменили этнический облик страны, древнее название которой сохранилось лишь как обозначение области, где распространялась церковная юрисдикция Албанских католикосов. Албанская церковь – одна из древнейших христианских церквей на Кавказе. Согласно местной традиции, начало христианской проповеди в этих краях относится к I–II вв. и связано с именем апостола Елисея, ученика апостола Фаддея. После мученической кончины Фаддея в Армении апостол Елисей (Елишай) возвратился в Иерусалим, где принял посвящение во епископа от Иакова, брата Господня, и направился в Кавказскую Албанию. Апостол начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоре). Там, «в краю мазкутов», апостол Елисей принял мученическую смерть; позднее были обретены его мощи.

 



 
PR-CY.ru