АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ - Страница 14

Вопрос об их датировках для исследователей спорный, их отнесение к постройкам языческих культов никак не обосновано. Килисадаг был датирован его первыми исследователями VIII в., формы апсиды, оконных проёмов и карнизов Мамруха позволили поставить памятник в ряд построек XII–XIV вв., непосредственно связанных с архитектурой Кахети. Судя по декорации приделов (пастофориев) Килисадага сдвоенными полуколонками и обнаружению фрагментов неполивной и поливной строительной керамики, а также формам и декору перемычек проёмов, исследователи считают, что эта постройка также была возведена в XII–XIV вв. С другой стороны, установление датировок периодом развитого Средневековья позволило бы рассматривать Мамрух и Килисадаг в рамках грузинского зодчества. К грузинским постройкам XI–XIV вв. стилистически тяготеет небольшая церковь типа свободного креста в Орта-Зейзите Шекинского района. В Дагестане раннесредневековые христианские храмы возводились под влиянием армянской и, возможно, иранской архитектуры. Два храма с прямоугольным алтарём были открыты на курганном могильнике Беленджера – города в прикаспийском Дагестане. С IX–XI вв. христианская архитектура Дагестана развивается в русле процессов грузинского зодчества (храм Датупа, XI в., и др.). В качестве памятников Кавказской Албании исследователи считают логичным рассматривать и ряд церквей, расположенных в исторической области Камбисена, сохранившихся на территории современной Грузии. Это особенно оправдано в случае отнесения храмов в Гурджаани и Бодбе к эпохе VII–IX вв., до включения области в царство кахов и ранов. Художественные вкусы албанской знати IV–VII вв. характеризуются несколькими памятниками торевтики из числа бронзовых сосудов: водолеев, курительниц, кувшинов и блюд, обнаруженных в горном Дагестане. IV–V вв. датируется блюдо из чеканной бронзы с изображением в центральном медальоне всадника, скачущего в сопровождении собаки (Государственный Эрмитаж). Сюжет повторяет известные изображения на римских и византийских памятниках. Среди кувшинов выделяется образец «сасанидского» типа, туловом которого является человеческая голова; другой кувшин, относимый к VI–VII вв. (Государственный Эрмитаж), выполненный в технике литья по восковой модели и инкрустированный красной медью, содержит изображение птиц по сторонам «древа жизни». Прямой орнаментированный ствол дерева, его завершение пятилепестковой пальметкой и снабжённые ожерельями с развевающимися лентами птицы-павлины имеют ближайшим аналогом рельеф на капители из Мингечаура. Оба образца схожи также плоскостной трактовкой изображений. На территории Кавказской Албании, вероятно, уже в раннесредневековый период, высокого уровня достигли стеклоделие, ковроткачество и другие ремёсла.



 
PR-CY.ru