АРЧИЛ - Страница 3

В текстах Джуаншера и Леонтия совпадают написания географических названий и имён, прослеживаются логические связи между сюжетами. На основании этого и по аналогии с другими агиографическими произведениями того же периода некоторые учёные (Э. Хоштария-Броссе) полагают, что сочинения обоих авторов являются частями одного и того же агиографического прототипа (например, «Жития и мученичества Константина Каха»). В тексте Джуаншера преобладают исторические реалии, более соответствующие стилю хроники, в «Мученичестве» Леонтия усматривается стремление автора (редактора) соответствовать агиографическим сочинениям. Весь фактологический материал заимствован Леонтием у Джуаншера вплоть до ошибок: Джуаншер пишет, что первое арабское завоевание произошло при Мерване Глухом, хотя арабы появились в Картли в VII в. Житие Арчила редакции католикоса-патриарха Виссариона представляет собой метафрастическую обработку текстов Джуаншера и Леонтия для литургических целей. Он обогатил свой рассказ литературными приёмами, свойственными метафрастике, придал повествованию эмоциональную окраску. Идея верности христианству органически связана в Житии с долгом служения родине, образ Арчила – пример высокой духовности и патриотизма. Католикос Виссарион перенёс память Арчила на день его кончины – 20 марта, объединив с днём памяти благоверного царя мученика Луарсаба II за схожий подвиг мученичества. В середине того же века католикос-патриарх Антоний I создал «Мартирику», куда вошли мученичества грузинских святых, в том числе «Мученичество» Арчила, – новое произведение с пространным богословским предисловием, задача которого – создание литературного портрета героя в духе классицизма и прославление его душевных качеств и непреклонной воли. Католикосу Антонию I принадлежат и два гимнографических канона на второй глас в честь Арчила и св. Луарсаба, включённых в Праздничную Минею Антония I. Один из канонов содержит акростих: «Царям великим посвящаю песнь, воспевающий их светлый подвиг Антоний». Он же внёс в своё «Мерное слово» стихиру в честь Арчила и св. Луарсаба. День памяти святых, чтобы он не совпадал с Великим постом, Антоний перенёс на 21 июня. Часовня и могила Арчила в селе Нотокари упоминаются в сохранившейся до настоящего времени приходской книге района Эрцо (во времена Арчила административно входившего в Кахети, епархиально в Челети).



 
PR-CY.ru