АРЧИЛ - Страница 2

Особенно много строил Арчил в Кахети. С его именем связывается сооружение нескольких церквей на территории Эрети и обращение в христианство нухпатцев, одного из горских племён Кавказской Албании. У Арчила просили подданства армянские вельможи, в том числе и представители рода Багратунов, бежавшие из Армении от арабской экспансии и принявшие вассалитет Арчила. Когда в Картли вновь вступили арабские войска под предводительством Чичнаума Азима, престарелый Арчил, стремясь спасти хотя бы Кахети, явился к Азиму с просьбой не принуждать грузинское население принять ислам. Азим обещал ему своё покровительство, но настаивал на принятии ислама не только народом Кахети, но и самим Арчилом. Видя, что царь непреклонен, Азим приказал бросить его в темницу. К Азиму явился гардабанский князь, армянин-мусульманин, чей дядя был некогда убит человеком, которого спас от смерти дед Арчила. Армянин, желая отомстить Арчилу, рассказал Азиму, что тот знает о местонахождении клада картлийских царей, который спрятал отец Арчила, а также место захоронения драгоценностей византийского императора Ираклия, оставившего после похода в Персию свои сокровища в Картли. Азим велел доставить к себе Арчила и потребовал отречься от Христа, а также назвать место захоронения сокровищ византийцев. В ответ Азим предлагал Арчилу помощь в возвращении царства и сокровищ картлийских царей. Но Арчил остался непреклонным. Тогда Азим приказал воинам вывести царя из города (источники умалчивают его название, но не вызывает сомнений, что это где-то в Картли) и отсечь ему голову. После казни приближённые царя из родов Годердзиани и Мамеани украли тело Арчила и предали земле в церкви села Нотокари (район Эрцо, севернее Мцхеты), построенной самим Арчилом. Арчил стал почитаться сразу же после своего мученического подвига. Время канонизации точно неизвестно, но уже в календаре Иоанна-Зосима (вторая половина X в.) отмечен день памяти Арчила – 15 января. «Мученичество» Арчила, написанное в XI в. Леонтием Мровели, и историческая хроника Джуаншера были включены в «Картлис Цховреба» и легли в основу двух поздних версий Жития Арчила, принадлежащих католикосам-патриархам Виссариону (Бараташвили-Орбелишвили) и Антонию I (Багратиони; XVIII в.). Сочинения Леонтия и Джуаншера совпадают по содержанию и изобилуют хронологическими неточностями, что объясняется поздним редакторским вмешательством в первоначальный текст. Опираясь на лексический материал (географические названия, социальные термины, более древнее наименование месяца марта (миркан), некоторые фразеологизмы), исследователи высказывают мнение, что Леонтий Мровели был знаком с текстом «Мученичества» VIII в., современного описываемым событиям, и с повествованием Джуаншера, которое находит продолжение в «Мученичестве» Леонтия.

 



 
PR-CY.ru