АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 3

Отдалённая от центров империи, Абазгия традиционно служила местом ссылки: во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в Питиунт были сосланы мученик Орентий и шесть его братьев; в 407 г. на пути в тот же город преставился святитель Иоанн Златоуст (в Команах – близ современного Сухуми или на малоазийском побережье Чёрного моря). Сведения о церковной истории Абазгийской епархии отрывочны. Известно, что участником первого Вселенского собора в Никее (325 г.) был Питиунтский епископ Стратофил; в списках второго и третьего Вселенских соборов архиереи из Абазгии не значатся, но в 451 г. в работе четвёртого Вселенского собора в Халкидоне участвует Севастопольский епископ Кирконий. Из эллинизированных прибрежных городов христианство распространялось в глубь окрестной территории. В VI в., по свидетельству Прокопия, часть абазгов сохраняла приверженность языческим культам (учитывая, что уже с IV в. в Питиунте существовала кафедра архиепископа, это сообщение исследователи объясняют сложностью этнокультурной обстановки в Абазгии: видимо, какая-то часть местного населения, как и апсилы, исповедовала христианство «с давних времён»), в то время как другая часть, вобравшая переселившиеся с Северного Кавказа племена адыго-черкесского происхождения, была приобщена к христианству лишь при императоре Юстиниане I, который около 546 г. прислал абазгам епископа и построил в Питиунте храм Пресвятой Богородицы. Списки кафедр Константинопольского патриархата, относящиеся к середине VII – IX вв., но, возможно, отражающие ситуацию более раннего времени, называют Абазгийскую епархию с центром в Севастополисе, который имел статус автокефальной архиепископии. До конца VIII в. Абазгия, подчинённая Лазике, вместе с ней находилась в политической зависимости от Византии; официальным языком администрации и церкви являлся греческий. Сюда продолжали ссылать не угодных константинопольским властям: пресвитер Феодосий Гангрский (VII в.) описал ссылку в Лазику преподобного Максима Исповедника, опираясь на письмо сосланного в те же края св. Анастасия Апокрисиария. В конце VII в. до Северного Кавказа докатилась волна арабских завоеваний; местные правители попытались воспользоваться появлением новой политической силы, чтобы освободиться из-под опёки Византии, но в итоге столкнулись с опасностью попасть под гораздо более жестокий гнёт.

 



 
PR-CY.ru