АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ - Страница 2

Георгий II являлся активным церковным деятелем. В источниках он упоминается как «устроитель церквей... Он управил все дела в отечестве своём, возвёл храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников». Политику отца продолжил сын Георгия II Леон III (960–969 гг.), в царствование которого была основана Моквская епископия на территории собственно Абазгии. В VIII–IX вв. в Абазгии и Лазике, входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся Константинопольскому патриархату, богослужебным языком был греческий. Арабское завоевание Картли, территория которой входила в юрисдикцию Мцхетского католикосата, вызвало массовую миграцию картлийского населения в Западную Грузию, которая принесла постепенное проникновение в культурные и церковные сферы Западной Грузии восточногрузинского (картлийского) языка, ставшего здесь языком богословия и агиографии. При Леоне III появились произведения на грузинском языке «Слава и величание грузинскому языку» Иоанна Зосима (Х в.) и «Житие Григола Хандзтели», автор которого Георгий Мерчул (Х в.) отметил, что «церковная служба и молитвы в Картли (имеется в виду объединённая Грузия) творились на грузинском языке за исключением кирие елейсон», на основании чего исследователи утверждают, что уже к концу IX в. греческий язык в богослужении уступил место грузинскому. В IX–X вв. велась интенсивная борьба за объединение отдельных грузинских царств и княжеств. Баграт IV (1027–1072 гг.) вёл борьбу против децентрализации царской власти в Грузии и за воссоединение оставшихся независимыми княжеств Кахети и Эрети с единой Грузией и ликвидацию Тбилисского эмирата, подчинённого Арабскому халифату. Он считал одной из главных своих задач налаживание на новом уровне культурных связей с внешним миром, и в первую очередь, – с Византией. При нём были продолжены традиции монастырского строительства, у истоков которых стояли Григорий Хандзойский и царь Димитрий II Абхазский. Баграт IV установил переписку с Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и пригласил его в Грузию, чтобы «нас, – как писал царь, – вскормить и научить в святости вашей и чтобы Господу поднести в дар души наши». Георгием Святогорцем были составлены поучения для наследника престола Георгия II (1072–1089 гг.), с которым святой провёл много времени в душеполезных беседах и наставлениях. Местом проповедей и поучений Георгия в Абхазии был основанный Георгием II Абхазским Чкондиди – резиденция абхазских епископов и один из крупных административных центров Грузии. Святой принял исповедь от «самого царя, католикоса, священников, диаконов, черноризцев и монахов, вельмож и князей, богатых и бедных... Так и просветил он весь Восток – сей Богом просвещённый человек». Св. Георгий приобрёл многих учеников, среди которых агиограф называет епископа Кутаисского Илариона и неизвестного ему по имени епископа Чкондидского.

 



 
PR-CY.ru