АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ - Страница 3

Существовали тесные контакты между культурами конфессионально близких народов: коптов, эфиопов, сиро-яковитов, армян; другой ареал составляли мелькиты и Византия. Различные арабоязычные христианской культуры взаимно влияли друг на друга, особенно в светских областях знания – историографии, филологии, медицине. Ближневосточные христиане были тесно связаны и с арабо-мусульманской культурой. В конце VIII – X вв. десятки христианских авторов предприняли грандиозный труд по переводу на арабский язык античного научно-философского наследия, послужившего базой для расцвета средневековой арабо-мусульманской науки. Впрочем, мусульманские учёные довольно быстро обогнали христиан по своему научному уровню, и поздние арабо-христианские книжники опирались уже на достижения мусульманских авторов. Этническое самосознание арабов-христиан в Средние века было выражено слабо. Чувство этнического единства у них в значительной степени заглушалось осознанием принадлежности к своему исповеданию, к христианскому миру. Слово «христиане» и было их самоназванием; в тех случаях, когда требовалось отличить себя от других христианских этно-конфессиональных групп, употреблялись термины «мелькиты», «сирийцы», «копты», «марониты»; практически все они также именовали себя «православными», противопоставляя свою общину остальным, считавшимся еретическими. Никто из арабов-христиан не называл себя арабом; этим словом христианские авторы называли мусульман или кочевников-бедуинов. В течение Средних веков арабо-христианские общины знали периоды расцвета (особенно в первые века мусульманского владычества), когда христиане имели достаточно благоприятный социальный статус, бурно развивалась их культура, разворачивалась миссионерская деятельность вдоль торговых путей в Центральной Азии и на побережье Индийского океана. Однако впоследствии, по мере упадка Аббасидского халифата, межконфессиональные отношения в мусульманском мире обострились, и участились гонения на христиан. Крестовые походы, последствия монгольского нашествия XIII в., в ходе которого часть христиан сначала была приближена к себе завоевателями, а затем, после исламизации монгольской знати, подверглась невиданным прежде гонениям (например, в Ираке при Хулагуидах), в XIV в. – войны Тимура привели к исчезновению многих ближневосточных христианских общин. Уцелевшие пребывали в состоянии глубокого политического и культурного упадка. Османские источники XVI в. фиксируют численность арабов-христиан в Египте и Сирии на уровне 6–8% от всего населения. В османскую эпоху, которая отличалась относительной политической стабильностью и веротерпимостью, начался новый культурный и демографический подъём арабов-христиан. В первую очередь, он затронул маронитов, всё более ориентировавшихся на католическую Европу, и православных, испытывавших влияние своих балканских единоверцев. Усилился приток греческого клира в сиро-египетский регион, который с XVI в. привёл, в частности, к эллинизации восточных патриархатов, когда все высшие посты в церковной иерархии занимали греки.

 



 
PR-CY.ru