Словарь по христианству А АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ

АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ

АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ – условный термин, обозначающий арабоязычных христиан. Проникновение христианства в среду племён Аравии началось в IV в. и шло по разным направлениям. Наибольшее влияние христианской религии испытали арабские племенные объединения, кочевавшие у сиро-палестинских границ Византийской империи, состоявшие с ней в союзных отношениях и охранявшие византийские земли от набегов бедуинов – вассалов Сасанидского Ирана. В этом регионе христианство распространялось, прежде всего, в форме монофизитства. Арабские цари племени Гассанидов в VI в. сыграли заметную роль в истории становления монофизитской церкви. На восточной окраине Сирийской пустыни в IV–VI вв. сложилось арабское государство Лахмидов, которое находилось в союзных отношениях с Ираном. Хотя большинство царей этой династии оставались язычниками, христианство в VI в. пустило прочные корни в среде лахмидских племён. Другим ареалом распространения христианства у арабов стал район Персидского залива, куда проникали морским путём несториане из Месопотамии. В IV в. здесь возникли две митрополии, охватывающие территории современного Бахрейна, Катара и прилегающих районов восточного и юго-восточного побережья Аравии. Несторианское присутствие в регионе продолжалось до конца VII в., а возможно, и дольше. Третий очаг христианства сложился на юго-западе Аравийского полуострова, в Йемене, где существовала высокоразвитая городская и земледельческая цивилизация. Христианство в форме монофизитства (отчасти православия) проникало в эту страну с византийскими торговыми караванами. В Йемене существовала мощная иудейская община, соперничавшая с христианами. В 520 гг. это противостояние вылилось в кровавую гражданскую войну, которая сопровождалась истреблением значительной части йеменских христиан. В итоге победили христиане, поддержанные войсками христианской Эфиопии. В течение большей части VI в. Йемен находился в зависимости от Эфиопии, в 570 гг. попал под контроль персов, а в 630 г. подчинился Мухаммаду. Несмотря на гарантии неприкосновенности, данные при этом христианской общине Награна, халиф Умар (634–644 гг.), следуя завету Мухаммада сделать всю Аравию мусульманской страной, депортировал христиан в район Куфы; в течение следующих ста лет эта община постепенно исчезла. Христианские арабские племена Сирийской пустыни во время мусульманских завоеваний частью мигрировали в Византию, частью присоединились к мусульманам или занимали выжидательную позицию. В халифате Омейядов (661–750 гг.), где арабы составляли правящее сословие, и всячески культивировалась арабская племенная солидарность, бедуинские христианские племена находились в благоприятном положении, вплоть до того, что иной раз были связаны родственными узами с правящей династией.

 



 
PR-CY.ru