АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС - Страница 2

Иконографический тип Ангела Великого Совета окончательно сложился в конце XIII в. в монументальной живописи, несмотря на широкое распространение в миниатюре. Впервые он представлен на фреске центрального свода нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 г., в композиции «Видение пророков Иезекииля и Аввакума». Спаситель изображён юным, безбородым, с крещатым нимбом и с крыльями, в мандорле, несомой шестью ангелами. В левой руке Он держит развёрнутый свиток с текстом: «Днесь спасение миру, видимому и невидимому» – и крест, правая – поднята вверх (жест триумфа). На руках и ногах крестные раны. Изображённые в парусах пророки Аввакум и Иезекииль одной рукой указывают на Иисуса Христа, в другой держат развёрнутые свитки – у Аввакума текст: «Я смотрел, и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий», у Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь» (Иез. 1:4). Надпись вдоль свода воспроизводит слова пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв. 2:1). В XIV в. изображение Ангела Великого Совета не получает распространения, что, как полагают исследователи, можно объяснить усложнённостью иконографии. Однако Д. Паллас склонен называть фигуру Софии Премудрости Божией на фресках в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), около 1320 г., и в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310–1313 гг., изображением Ангела Великого Совета. В XV в. известен единственный пример введения этого образа в роспись храма – изображение в дьяконнике церкви Богородицы в Студенице (Сербия), где Ангел Великого Совета представлен с надписью: «IC XC Ангел Великого Совета». В поствизантийском искусстве изображение Ангела Великого Совета широко известно в памятниках живописи критской школы XVI в., например, в росписи церкви Всех святых в монастыре св. Варлаама в Метеорах (мастер Ф. Каталанос); собора монастыря св. Стефана в Метеорах (утрачена, известна по воспроизведению конца XX в.); собора монастыря Филантропон на озере Янина (Памвотис); церковь Апостолов на Агоре в Афинах. Ангел Великого Совета представлен также в росписи церкви Архангелов монастыря Зограф на Афоне, 1692 г., церкви Панагии Фанеромени на острове Cаламин (Греция), 1735 г. Изображение Ангела Великого Совета оказало влияние на сложение в русском искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое молчание». Дионисий Фурноаграфиот в «Ерминии», начало XVIII в., рекомендует писать образ Ангела Великого Совета «на облаке носимого четырьмя ангелами и держащего хартию со словами: «Аз от Бога изыдох и придох, и о Себе не приидох, но той Мя посла (Иоан. 7:28)» с надписью: «IC. Xр., великого совета Ангел» в малом северо-восточном куполе. Существуют два сходных и нуждающихся в различении изображения крылатого ангела: первый – как образ Второй ипостаси Святой Троицы в виде Ангела Великого Совета и второй – Софии Премудрости Божией. Так, изображение крылатого ангела, имеющего обычно 8-угольный нимб и надпись «Ic XC» в композиции «Премудрость созда себе дом», например, в нартексе церкви Богородицы Перивлепты, в циклах «Бытие Святой Троицы» и др., нельзя трактовать как Ангела Великого Совета.



 
PR-CY.ru