Словарь по христианству А АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС – особый тип изображения Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе семидесяти толковников (Септуагинты): Ангел (провозвестник) Великого Совета; Ис. 9:5–6, в нумерации Септууагинты. Именование Иисуса Христа Ангелом Великого Совета в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол. 1:26–28 и Еф. 3:6–12: «Велика Совета Ангел – Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам», Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Текст девятой главы Книги пророка Исаии входит в цикл пятнадцати библейских песен. В палестинском Часослове, который является основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь – составная часть великого повечерия, которое поётся, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис. 9:5–6 является одной из парамий. Образы пророчества также используются в гимнографии (например, в ирмосе пятой песни канона Космы Маиумского на Рождество Христово, седальне седьмого гласа воскресной утрени по втором стихословии). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют два иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия», «Троица Ветхозаветная») и традиция иллюстрировать те места Слова на Пасху Григория Богослова, где он цитирует теофанические видения из Книг пророков Иезекииля (Иез. 1:4–28) и Аввакума (Авв. 2–3), сценами этих видений. Иллюстрации рукописей «Слова» на Пасху святителя Григория дают несколько вариантов композиций, среди которых ангел с крещатым нимбом (XI в.) и ангел в мандорле (IX, XI, XII и первая половина XIV в.). Существуют также изображения, представляющие сочетание разных вариантов. В миниатюрах рукописи 1136–1155 гг. в композиции с пророком Аввакумом и святителем Григорием соотнесены образы Христа Еммануила (на заставке) и ангела в мандорле, окружённого небесным воинством (на полях). В рукописи второй половины XIV в. композиция разделена на два регистра. В верхнем регистре, среди ангелов во славе, девятый (в центре) – в красном одеянии, в левой руке держит развёрнутый свиток, правая – воздета (жест триумфа). Этот ангел представлен на фоне перекрещивающихся ромбов в динамичной позе, характерной для изображения Спасителя в композиции «Сошествие во ад». В нижнем регистре ангел в светлом хитоне с клавом представлен сходящим в ад, вокруг восстающие из гробов люди. Благодаря общему контексту композиции и её деталям изображение центрального ангела исследователи понимают как образ Иисуса Христа.

 



 
PR-CY.ru