АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ, ангел Божий - Страница 2

Крупнейшие библеисты первой половины и середины XX в. католик М.Ж. Лагранж (1855–1938 гг.) и протестант Герхард фон Рад (1901–1971 гг.) предполагали, что встречающиеся в тексте выражения «Ангел Господень» или «Ангел Божий» являются позднейшей интерполяцией, а первоначально речь шла о Самом Боге. Целью такого рода вставок, по М.Ж. Лагранжу и Г. фон Раду, было избежать антропоморфизмов и утвердить идею трансцендентности Бога. Но для других исследователей эта гипотеза, во-первых, не подтверждается текстологическими данными, а во-вторых, им затруднительно объяснить избирательный характер подобного рода интерполяций (например, Исх. 4:24; 24:9–11; Суд. 6:14–16 и др.). В православном богословии XX в. также высказывались различные варианты решения экзегетической проблемы, связанной с выражением «Ангел Господень». Профессор Киевской духовной академии Александр Александрович Глаголев (1872–1937 гг.), автор обширного труда по ангелологии «Ветхозаветное библейское учение об ангелах» (Киев, 1900 г.), уже в начале работы писал: «Ангел Господень... не есть один из рода тварных ангелов, но Ангел-Бог, божественный Логос в исторической форме Его ветхозаветного действия. Следовательно, учение о Нём относится собственно к области ветхозаветной христологии, а не ангелологии». В соответствии с этим он подразделяет все библейские места, в которых говорится об Ангеле Господнем, на два класса: одни из них говорят о непосредственных явлениях и действиях Ангела Господня, другой – о Его деятельности, посредствуемой тварным ангелом как органом Его воли. Примером другой точки зрения может служить учение протоиерея Сергия Булгакова (1871–1944 гг.), изложенное им в книге «Лествица Иаковля». Согласно его воззрениям, Ангел Господень – это тварное ангельское существо, но через его посредство человеку является Сам Бог: «Посланничество ангелов, их служение в мире получает здесь совершенно исключительное назначение – представлять в мире самого Бога, являться ему вместо Бога». Наиболее характерной чертой учения протоиерея Сергия Булгакова является мысль о том, что «теофанические ангелофании Ветхого Завета не могут быть приурочены к одной только ипостаси Логоса, но относятся ко всем трём божественным ипостасям». Кого являет Ангел Господень, нужно, по его мнению, в каждом отдельном случае решать особо. В Новом Завете, содержащем откровение о Святой Троице, для отождествления Ангела Господня с Богом не остаётся места. В выражении «Ангел Господень», которое встречается в 14 эпизодах Нового Завета (Мф. 1:20; 1:24; 2:13; 2:19; 28:2; Лк. 1:11; 2:9; Ин. 5:4; Деян. 5:19; 7:30; 8:26; 8:39; 12:7; 12:23), речь идёт об одном из тварных ангелов, «служебном духе» (Евр. 1:14). При явлении Захарии, отцу Иоанна Предтечи, Ангел Господень называет своё имя – Гавриил (Лк. 1:11–19, 26). Его явления так или иначе подчинены действию воплотившегося Христа и Святого Духа в церкви.



 
PR-CY.ru