АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Некоторое время спустя он услышал голос, исходивший от неё: «Если ты не отвезёшь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всём атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что Ацкурская икона нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, которые выкупили икону и вернули в Ацкури. В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил Ацкурскую икону в церковь в селе Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565–1585 гг.) перевёз икону в Имерети, в монастырь Гелати. Через некоторое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул икону в Ацкурский храм. Но в конце 1560 гг. Георгий вновь вывез её в Имерети, и уже вплоть до начала XX в. она находилась в Гелатском монастыре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш.Я. Амиранашвили. Ацкурская икона с изображением Божьей Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трёхчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137х142 см, средника 46х38,5 см, створ 118х35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Стилистические особенности и надписи на Ацкурской иконе относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию грузинской чеканки ХI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние восточных мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет исследователям говорить о возможном происхождении мастера из Восточной Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578–1583 гг.), в которой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия. Передние и внутренние поверхности створок киота покрыты серебряными пластинками. На внутренней поверхности створок, разделённых на пять регистров, изображены сюжеты из цикла Страстей Господних и жития Пресвятой Богородицы. Мастер тщательно имитировал чеканку Зарзмийской иконы Божьей Матери XI в. В нижней части створок расположена надпись, извещающая о том, что имеретинский царь Соломон I сделал второй оклад из позолоченного серебра в 1774 г., упоминаются его супруга царица Тамара и сын Александр. К этому времени относится и выполненная в западноевропейской манере чеканка вокруг центрального образа: два парящих ангела с короной в руках и полуфигуры евангелистов, апостолов и отцов церкви.



 
PR-CY.ru