АПОСТАСИЯ - Страница 2

Священник, участвовавший в языческих обрядах, после покаяния сохранял сан, но лишался права совершать таинства и проповедовать, диакон лишался права участвовать в богослужении. Различные случаи апостасии рассмотрены в правилах Петра Александрийского (300–311 гг.). Виновные в апостасии сначала подвергались увещеванию и призывам к возвращению в православие и лишь в случае упорного отказа карались извержением из сана или отлучением от церкви. В католичестве таковые, кроме того, изгонялись из монашеского ордена и иных церковных институтов и наказывались общественным порицанием («бесчестьем», лат. infamia), которое распространялось также на потомков тех, кто скончался без покаяния. Сложивших с себя монашество на Западе предписывалось держать в заключении, пока они не раскаются, а ослушавшихся своего епископа отлучали от церкви. Светская власть преследовала отступников от христианства, причисляя апостасию к так называемым «гражданским преступлениям» (crimen publicum). В 357 г. император Констанций II (350–361 гг.) узаконил конфискацию имущества лиц, перешедших в иудейство; последующие императоры ограничивали отступивших от христианства в язычество или иудейство в праве свидетельствовать на суде, дарить, завещать и наследовать по завещанию имущество и даже в праве вернуться в церковь после покаяния (декреты Грациана, Валентиниана и Феодосия I от 383 г., Валентиниана, Феодосия I и Аркадия от 391 г.), а также наказывали смертной казнью тех, кто склонял к апостасии (декрет Феодосия II и Валентиниана от 438 г.). Для расследования дел об апостасии не было срока давности (декрет Феодосия II и Валентиниана от 426 г.). Манихеям, которые перешли в христианство, а потом вернулись к своим обрядам, классическое римское право назначает «крайнее наказание» – смертную казнь. Смертная казнь полагалась также за возвращение к языческим обрядам после принятия крещения. К апостолу Павлу (2 Фес. 2:3) восходит христианская традиция, которая считает апостасию главным признаком «последнего времени», тем самым в неё вкладывается эсхатологическое содержание. Ряд отцов церкви (Ириней Лионский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит) связывали апостата с «человеком греха» – антихристом. Тертуллиан, святитель Амвросий, Пелагий, Иероним Стридонский, Икумений, Евфимий Зигавин предлагали рассматривать апостасию в политическом смысле – как отпадение государств от Римской империи. Кирилл I Иерусалимский, Августин Блаженный, Феодор Мопсуестийский, блаженный Феодорит, Фома Аквинский, Николай Лирский понимали апостасию в нравственно-религиозном смысле – как отпадение от живого Бога в еретичество или отпадение народов от религиозного мировоззрения. Современное богословие, указывая на смысловую связь 2 Фес. 2:3 с Лк. 21:5–26, Мф. 24 и Лк. 18:8 и основываясь на взгляде святителя Ипполита Римского, высказанном в толковании на Книгу пророка Даниила, придаёт апостасии политико-нравственно-религиозное значение: апокалиптические времена будут отличаться всеобщей апостасией в области как государственных, так и религиозно-нравственных законов, что приведёт к полной анархии и подготовит пришествие «человека беззакония» – антихриста, который явится нравственным выражением современного ему общества. См. также Богоотступничество, Вероотступничество.



 
PR-CY.ru