АПОСТАСИЯ

АПОСТАСИЯ (греч. – отпадение, отступничество, измена) – утрата христианином веры, отрицание религиозных догматов, связанное с отпадением от церкви и иногда сопровождаемое переходом в другое вероисповедание или к атеистическим воззрениям. В греческой античной литературе термин «апостасия» обозначал измену законному правителю, дезертирство, мятеж. В греческом тексте Ветхого Завета (Септуагинта) он приобретает религиозный смысл – отпадение от Бога или Закона Моисеева: в еврейском тексте – восставать (Числ. 14:9), – быть непокорным (Ис. 30:1), – отпадение (Иер. 2:19). В Новом Завете и раннехристианской письменности, продолжая ветхозаветную традицию религиозного употребления, термин «апостасия» приобретает значение «отступление от христианской веры, вероотступничество» (ср.: Лк. 8:13; 2; Фес. 2:3; 1 Тим. 4:1–3, Мф. 24:11–13, Евр. 3:12; 2 Петр. 2:20; 3. 17). Тертуллиан обвинял в апостасии иудеев. Начиная с Киприана Карфагенского термин «отступники» (apostatae) стал применяться к христианам, отпавшим от своей веры в ходе гонений. Святитель Киприан Карфагенский упоминает также декрет папы Корнелия (251–253 гг.) об извержении из сана клириков-отступников. Один из главных примеров апостасии в христианстве – император Юлиан (361–363 гг.), прозванный Отступником. В западной традиции термином «апостасия» наряду с отпадением от христианской веры (apostasia a fide) обозначался также отказ от религии как таковой (apostasia a religione) и сложение с себя духовного или монашеского сана (apostasia ab ordine). В ХХ в. на Западе активно дебатировался вопрос о том, можно ли считать апостасией приверженность коммунистической идеологии. Для понятия церковной апостасии существенно следующее: 1) о ней можно говорить только в отношении лиц, принявших крещение; 2) в отличие от ереси она характеризуется не частичным, а полным отрицанием церковного учения; 3) она должна быть явно выражена во внешних действиях (в открытом исповедании разрыва с христианством, отправлении культов иных религий и т.п.) и может быть добровольной или вынужденной. Таким образом, апостасией является участие христианина в обрядах иноверной религии, даже если участвующий не разделяет учения этой религии. За добровольную (сознательную) апостасию полагалось пожизненное покаяние с дозволением приобщиться перед смертью Святых Таин. Первый Вселенский собор назначает за это три степени публичного покаяния в течение 12 лет, «являя милость» к отступившим, но истинно покаявшимся: «Три лета проведут между слушающими чтение Писаний, яко верные: и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения Святых Таин». Вынужденная апостасия, совершённая под страхом смерти или мучений наказывалась 8-летним 3-степенным (непринятие в церковь – три года; слушание Писания с оглашенными – два года; молитва с припаданием – три года) покаянием (для вкусивших идоложертвенное; для не вкусивших – шесть–семь лет). Если же апостасия совершилась по принуждению, но без угрозы жизни и здоровью, то срок покаяния (в четыре степени: добавляется стояние в молитве с верными – три года) увеличивался до 11 лет. По более раннему правилу вынужденная апостасия вообще не считалась преступлением, и совершившие её, после того как публично исповедают себя христианами, должны были без ограничений допускаться к церковному общению.

 



 
PR-CY.ru