Словарь по христианству А АНОНИМНОСТЬ

АНОНИМНОСТЬ

АНОНИМНОСТЬ в средневековой христианской литературе, преимущественно славянской. В основе феномена анонимности в христианской литературе (как и в живописи) лежит личностное смирение автора. Принцип анонимности базируется на тезисе, что писатель (переводчик, книгописец или художник) не может быть более чем инструментом Божественной воли, передающим её земным языком. Этот тезис восходит к писаниям евангелистов – в греческих заглавиях Евангелий отражено то, что они являются фиксацией Божественных слов и деяний пишущим о них (в греческих: Благовестие по тому или иному евангелисту). Анонимность присуща христианской литературе в разной степени в зависимости от эпохи, региона и литературного жанра. В большинстве случаев уместнее говорить не об анонимности в буквальном смысле слова, а о сокрытии авторства (например, в акростихе) как форме смирения и о псевдоэпиграфичности, вызванной стремлением повысить авторитет сочинения (обычно проповеди) путём атрибуции его в заглавии известному и почитаемому автору (чаще всего Иоанну Златоусту). В памятниках, обладающих многовековой рукописной традицией, анонимность может возникать и как следствие механических утрат: в славянской традиции анонимны «Главы Агапита» к Юстиниану в старшем (преславском) переводе из-за утраты киноварного заголовка не позднее второй половины XIV в.; старшая редакция цикла поучений Григория Философа в списках XV–XVII вв. анонимна из-за утраты общего заголовка и первого «Слова». В позднеримский и ранневизантийский периоды (эпоху Вселенских соборов и борьбы с ересями) анонимные сочинения, как и сочинения с криптографическим указанием авторства, представляли редкость, поскольку авторы в большинстве своём были святителями, и их сан в сочетании с именем придавал авторитетность сочинениям по вопросам догматики. В эпохи Средневековья и раннего Нового времени анонимность получила широкое распространение во многом благодаря тому обстоятельству, что значительное число авторов (а в славянском мире подавляющее их большинство) были монахами. Отдельные случаи анонимности в христианской литературе более позднего времени связаны с созданием текстов авторами из духовенства, особенно монахами. В средневековой славянской православной книжно-письменной традиции, как ни в какой другой средневековой христианской литературе, большое место занимают анонимные сочинения.

 



 
PR-CY.ru