Словарь по христианству А АМПУЛА

АМПУЛА

АМПУЛА – в Древнем Риме – небольшой сосуд из глины, стекла или металла с широким туловом и узким горлом (часто с двумя ручками), который предназначался для хранения жидкостей; в православной и католической церквах – небольшой сосуд для хранения мира, св. воды и других священных жидкостей. Особенно широко ампулы были распространены в раннехристианскую эпоху, часто являясь евлогиями (благословениями), которые паломники увозили из святых мест. Ампулы хранятся во многих церковных сокровищницах и музеях мира. К самой известной группе относятся около сорока ампул из серебра, бронзы, свинца (16 – в сокровищнице собора в Монце, Италия; 20 – в сокровищнице собора Боббио, Италия; фрагменты одной – в музее Дамбартон-Окс в Вашингтоне; несколько – в институте Дёльгера в Бонне и в Музее земли Вюртемберг в Штутгарте, Германия). Все они датируются VI–VII вв.; происходят из Палестины. Имеют округлую плоскую форму в виде фляги с горлышком; на обеих сторонах – греческие надписи и изображения, выполненные в технике гравировки и чеканки по серебру, аналогичных технике чеканки монет и императорских медальонов. На большинстве ампул с каждой стороны представлено по одной композиции, как правило, на евангельские сюжеты; наиболее часто – Распятие и Вознесение. Впоследствии отдельные изображения складывались в циклы, один из которых, состоящий из семи сюжетов, сохранился на ампуле из Монцы: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Крещение, Распятие, Вознесение, Жёны-мироносицы у Гроба Господня (подобные циклы характерны для монументальной живописи и иллюстраций рукописей). Яков Иванович Смирнов (1869–1918 гг.), Дмитрий Власьевич Айналов (1862–1939 гг.) и Андрей Николаевич Грабар (1896–1990 гг.) отмечали родственность иконографии ампул программам росписей доиконоборческих церквей Палестины, Трансиордании и Египта. Состав цикла, очевидно, повторял календарную последовательность основных христианских праздников. Иконография этих евлогий отражала реальную топографию, структуру, элементы интерьеров и убранства раннехристианских церквей Палестины, которые известны по сообщениям паломников. Так, в композиции «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» на ампуле из Дамбартон-Окс изображён круглый барабан купола ротонды Воскресения Христова в Иерусалиме (306–337 гг.), опирающийся на четыре колонны. Под куполом ротонды – часовня Ангела, где, по сообщению паломницы Эгерии (IV в.), стоял епископ во время чтения Евангелия о Воскресении Христа. Кроме евангельских сюжетов на некоторых ампулах изображаются крест, Богоматерь на престоле. Уникальным является изображение на ампуле из собора Боббио: в композиции «Вознесение» среди предстоящих – Богоматерь Оранта, над ней Вифлеемская звезда, а вместо двенадцати апостолов – пророк Захария и Иоанн Предтеча. Палестинские ампулы наглядно демонстрируют тесную связь святыни и изображения на ней. Большая группа глиняных ампул, преимущественно V–VII вв., происходит из святилища Абу-Мина близ Александрии. Обычно на обеих сторонах ампул изображён в рост св. Мина с воздетыми в молении руками (в позе оранта) между двумя верблюдами.

 



 
PR-CY.ru