АЛФАНОВЫ - Страница 2

Память Алфановых указана в «Описании о российских святых» (конец XVII – начало XVIII в.) и в Отенских святцах 1718 г. По сведениям «Сказания» (по списку Новгородской Погодинской летописи), в 1775 г. весь Сокольницкий монастырь выгорел, инокини были переведены в Михалицкий монастырь, а мощи братьев перенесены в Антониев монастырь и установлены в приделе апостола Иоанна Богослова соборного храма в честь рождества Богородицы (конец XVIII в.). В честь этого события установлено второе местное празднование – на 4 мая. Наиболее ранним сохранившимся изображением Алфановых является надгробный образ 1701 г. (Новгородский музей-заповедник) из церкви Николая Сокольницкого монастыря, созданный по указу Новгородского митрополита Ионы. Исследователи полагают, что именно эта икона упоминается в Отенских святцах 1718 г.: «Мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, и образы их на гробе на дске написаны; чудеса есть; память июня в 17 день». Икона относится к типу двухъярусных композиций, где в верхней части изображён Деисус, в нижней – фигуры чтимых святых. Алфановы представлены прямолично, в рост, в левой руке каждый держит свёрнутый белый свиток (кроме юного преподобного Климента), правая поднята к груди (у преподобных Никиты и Никифора ладонью наружу); облачены в платья с оплечьями, поясами и каймой, украшенной «каменьями» и «жемчужной» обнизью, и в боярские шубы; одеяния богато орнаментированы золотыми и серебряными растительными узорами. Климент представлен безбородым, с округлым ликом и короткой прической; лик Кирилла, с высоким лбом, обрамляют вьющиеся седые волосы и короткая, слегка раздвоившаяся на конце борода; Никита изображён с длинной, сужающейся книзу бородой, высоким лбом и короткими седыми волосами; у Никифора небольшая клинообразная борода, тёмные волосы, ниспадающие прядями на плечи; округлый безбородый лик юного Исаакия обрамлён кудрями. Более ранние изображения Алфановых, которые могли находиться у раки святых после обретения мощей и прославления, в настоящее время неизвестны; нет описания внешности преподобных и в иконописных подлинниках. Исследователи полагают, что икона 1701 г. стояла у истоков сложения иконографии Алфановых и являлась иконографическим образцом при создании их последующих изображений, например, для упоминаемой в Описи 1939 г. иконы из придела Тихона Задонского церкви Сретения Господня Антониева монастыря в Новгороде. Алфановы изображаются также в ряду других подвижников в композиции «Собор новгородских святых», получившей распространение в XVIII в., на иконах «Новгородские чудотворцы» XVIII в. из собрания Андрея Михайловича Постникова, «Образ новгородских чудотворцев» 1728 г. (Третьяковская галерея). Чеканные изображения Алфановых среди 74 новгородских подвижников помещались на северной стенке жертвенника в алтаре Знаменского собора в Новгороде.



 
PR-CY.ru