Словарь по христианству А АЛФАНОВЫ

АЛФАНОВЫ

АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (конец XIV – начало XV в.) – преподобные (память 4 мая, 17 июня, в неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Основным источником сведений о них является «Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирилла, Никифора, Климонта и Исакия, Новгородских чюдотворцов, нарицаемых Алфановых, единородных братий по плоти», созданное около 1606 г. в связи с описанием многочисленных чудес, совершившихся от мощей святых в 1562–1603 гг. («Сказание» известно в полной, сокращённой и краткой редакциях). Поскольку к 1606 г. «в Новгороде уцелело скудное и смутное предание о чудотворцах», «Сказание» в житийной части изобилует анахронизмами: оно относит время преставления преподобных к началу XII в., обретение мощей – к 1162 г., однако сообщает о чуде, происшедшем с московским боярином в 1562 г., которое случилось «не по мнозех летех» после обретения мощей. В «Сказании» сообщается, что Алфановы были родными братьями, жили в Новгороде и отличались не только богатством и знатностью, но и праведной жизнью, поставили на Сокольей горе в Новгороде деревянную церковь в честь святителя Николая и устроили при ней монастырь. «Летописец Новгородский... церквам Божиим» (XVII в.) датирует это событие 1389 г., сообщая, что монастырь был женским. 1389 год и прозвище братьев позволяют исследователям предположить, что они были родственниками известного двинского боярина Анфала (Алфана) Никитина, который участвовал в попытках отделения Двинской земли от Новгорода в 1397–1398 и 1401 гг.: в 1398 г. потерпел поражение от новгородцев, убежал в Устюг, а брат его, двинский воевода Иван Никитин, был сброшен в Новгороде с моста в Волхов; в 1401 г. Анфал бился с новгородцами у Холмогор и опять потерпел поражение; в 1409 г. ходил ратью на болгар по Каме и Волге и попал в плен в Орду, в 1418 г. был убит вместе с сыном Нестором на Вятке новгородцем Михаилом Разсохиным. Алфановы приняли монашество и были погребены в Сокольницкой обители как её ктиторы. Нетленные мощи братьев трижды выходили на поверхность, несмотря на то что инок-старец пытался покрыть их землёй. После того как старец доложил о случившемся Новгородскому  архиепископу Пимену (1552–1570 гг.), владыка распорядился, чтобы мощи были устроены в раке. Через некоторое время (1562 г.) Алфановы явились московскому боярину и исцелили его от болезни, после этого начались многочисленные исцеления от их мощей. Местная канонизация Алфановых произошла, вероятно, около 1606 г., когда было составлено «Сказание», празднование установлено на 17 июня. В XVII в. была составлена служба Алфановым по образцу преподобнической, в значительной её части прославляются явление их мощей и последующие чудеса. Древнейшие списки службы датируются последней четвертью XVII в. Запись чудес, происходивших от мощей Алфановых, продолжалась в XVIII в. Архиепископ Димитрий (Самбикин) видел в библиотеке монастыря Антония Римлянина список «Сказания» с изложением чудес с 1562 по 1775 гг.

 



 
PR-CY.ru