АКРОСТИХ - Страница 7

Пример сложного венка из акростихов даёт цикл канонов хиландарского иеромонаха Феодосия святым Симеону и Савве Сербским на восемь гласов, где акростих всех канонов образует дополнительное завершающее песнопение. Болгарский гимнограф Ефрем (возможно, Сербский патриарх в 1375–1380 и 1389–1390 гг.) помимо канонов снабдил именным текстовым акростихом два больших цикла молебных стихир, посвящённых Богоматери (93 буквы) и Спасителю (44 буквы). Два акростиха (фразовый по тропарям и акростих с именем автора в богородичнах) содержатся в канонах Григория Цамблака королю-мученику Стефану Дечанскому и мученику Иоанну Новому. В прозаических произведениях акростихом умело пользовался известный болгарский учёный-книжник Константин Костенечский (первая половина XV в., Сербия), который снабдил пространным акростихом с посвящением своему покровителю деспоту Стефану Лазаревичу грамматический трактат «О письменех» и тремя акростихами («десятисловием» в порядке букв, имеющих числовое значение и двумя текстовыми) – «Житие» последнего (между 1428 и 1433 гг.). На Руси текстовой акростих вновь получил известность благодаря творчеству работавшего здесь сербского книжника Пахомия Логофета (XV в.), который помещал его в большинстве написанных им многочисленных канонов русским святым (среди его акростихов встречаются словесно-буквенные). Акростих в русской гимнографии XVI–XVIII вв. мало исследован. Около 1522 г. славянский текстовой акростих впервые появился в печатном виде – в «Малой подорожной книжице» Франциска Скорины, который поместил в этом издании два своих акафиста с акростихом – «Пресладкому имени Иисусову» («Делал доктор Скоринич Францискус») и Иоанну Предтече («Писал доктор Скоринич Францискус»). С XVI в. на Украине и в Белоруссии и с XVII в. в России акростихи распространяются в виршевой поэзии, в частности, в стихотворных предисловиях и послесловиях к рукописным и печатным книгам. Из традиционных гимнографов акростихом широко пользовался Сергий Шелонин, снабдивший, например, обратным азбучным акростихом («краегранесие... вспятословно по азбуце») канон преподобному Логгину Яренгскому. Усложнённые формы акростиха, испытавшие воздействие виршевой барочной поэзии, свойственны творчеству духовных песнописцев «новоиерусалимской школы» из окружения патриарха Никона – архимандритам Герману и Иоанникию, а также сочинениям Симеона Полоцкого, Кариона (Истомина), Иоанна Величковского. В XIX–XX вв. некоторые славянские гимнографы также вписывали акростихи в свои каноны (например, в каноны Тихону Задонскому, всем болгарским святым) и др.



 
PR-CY.ru