АКРОСТИХ - Страница 3

Откликом на возросший интерес к акростиху стало составление жившим около III в. африканским епископом Коммодианом двух книг инструкций к написанию акростиха, сохранившихся в списках XI в.; вторая книга имеет обратный акростих. В IV в. алфавитный акростих по строфам употреблял Мефодий Патрский («Пир десяти дев»), алфавитный акростих по стихам – Григорий Богослов; на Западе алфавитный акростих использовал Августин Блаженный в «Псалме против донатистов». Произведения с акростихом создавали Порфирий Оптатиан (IV в.), Авзоний (ум. в 395 г.), акростих встречается также в сочинениях гностиков, например, в анонимной «Книге Адама». В византийскую эпоху акростих (алфавитный и текстовой) использовался как светской, так и в церковной литературе (в прозаической и поэтической), мог иметь как прямой, так и обратный порядок, быть стишным (в канонах Иоанна Дамаскина (ум. в 749 г.) встречаются целые ямбические эпиграммы) и прозаическим. В IV–V вв. алфавитный акростих употреблялся в кондаках в начале стихов и в начале строф. Преподобным Романом Сладкопевцем написаны алфивитные стихиры на предпразднство Рождества Христова. Алфавитным акростихом снабжён греческий текст Акафиста Пресвятой Богородице (VII в.), а вслед за ним и некоторых позднейших акафистов. 24 алфавитные стихиры, авторство которых приписывается Иоанну Дамаскину, составляют часть стихир на стиховне в воскресных службах Октоиха. Текстовые акростихи содержатся в кондаках Романа Сладкопевца, Кириака и Анастасия (V–VI вв.), большое распространение текстовой акростих получил в канонах византийских авторов. Текстовой акростих мог состоять из имени автора или указания на автора: «Дамаскина», «Смиренного Стефана», «Песнь смиренного Романа», «Гавриила»; каноны Феодора Студита (ум. в 826 г.) имеют обычно самоуничижительный акростих – «Нищего, блудного, слепоумного». Акростихи, содержащие имя автора, могут быть вписаны в тропари девятой песни канона (например, Иосифа), во многих канонах Иосифа Песнописца (ум. в 886 г.), в частности, в каноне архистратигу Михаилу под 6 сентября; в богородичны всех девяти песней канона (например, Георгия), в каноне Феодору Сикеоту. Акростихи, состоящие из словосочетания или фразы, представляют собой молитвенное обращение или выражают мотивы написания сочинения, например, в каноне Космы Маиумского (ум. в 776 г.) на Сретение Господне – «Христа радостно старец объемлет». Такие акростихи обычно проходят через тропари и богородичны всех песней канона, редко также и через ирмосы (например, в каноне великомученику Георгию преподобного Космы Маиумского). Иногда могут помещаться два акростиха – фразовый по тропарям и отдельно – имя автора в богородичнах. Например, в каноне Феодору Сикеоту в тропари вписан акростих «Сокровище пою чудес тя преблаженне», а в богородичны – имя автора. Фразовый акростих может сопровождать также циклы стихир.

 



 
PR-CY.ru