Словарь по христианству А АКРОСТИХ

АКРОСТИХ

АКРОСТИХ – формальный приём организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть акростиха состоит в том, что начальные буквы строф или глав (построфный принцип) или отдельных стихов (постишный принцип) образуют алфавитный ряд (азбучный (или алфавитный) акростих) либо слово или фразу (фразовый (или текстовой) акростих); в последнем случае он может составляться не из начальных букв, а из начальных слов или слогов, иногда возможен и смешанный (словесно-буквенный или буквенно-слоговой) принцип создания фразового акростиха. Частными вариантами акростиха (как азбучного, так и фразового), получившими распространение в эпохи поздней Античности, Возрождения и барокко, являются телестих и мезостих, образуемые соответственно конечными буквами и буквами внутри текста. В последнем случае образующие акростих буквы выделяются знаками препинания либо размерами и цветом. Встречаются и акростихи с обратным порядком чтения (славянское вспятословие). Первоначально акростих использовался для предотвращения сокращений, интерполяций и изменений текста. Его возникновение немецкий филолог Карл Крумбахер (1856–1909 гг.) связывал с египетскими текстами сакрального содержания. Позднее текстовой акростих, содержащий имя автора, приобрёл значение своеобразной тайнописи, скрывающей дополнительно удостоверяющей авторство произведения. С течением времени акростих приобрёл также значение показателя формального поэтического мастерства. Однако, как свидетельствует опыт исследования греческой и славянской гимнографии, акростих в часто копируемых текстах далеко не всегда может осуществлять свои защитные функции, особенно если его присутствие в тексте не удостоверено дополнительно в надписании произведения. При переписке может изменяться порядок слов, возникают ошибочные написания, приводящие к частичному или полному разрушению акростиха. Реже известны случаи невольного перенесения акростиха из одного сочинения в другое. Это происходит вследствие излишне буквального использования одного поэтического (чаще всего гимнографического) сочинения при создании другого (например, общего канона святителям Климента Охридского – в каноне князю Феодору Смоленскому и Ярославскому, канона мученику Иоанну Новому Григория Цамблака – в каноне князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому) или при «переадресовке» гимнографического текста (при замене в XIII в. имени св. Евфимия Великого в каноне Климента Охридского на имя преподобного Иоакима Осоговского). В древнееврейской религиозной поэзии алфавитный акростих был, по-видимому, весьма распространённым приёмом. В текстах Ветхого Завета в одних случаях акростих образуют начальные буквы каждого стиха, в других – начальные буквы «строф» из нескольких стихов.

 



 
PR-CY.ru