АКВИЛЕЙСКИЙ ОБРЯД

АКВИЛЕЙСКИЙ ОБРЯД – обряд Аквилейского патриархата, древняя богослужебная практика Аквилеи и некоторых близлежащих городов. Источники по истории аквилейского обряда крайне немногочисленны. Важнейшим из них является капитуляр VIII в., приписанный к рукописи древнего латинского перевода Четвероевангелия («Codex Richdigeranus». VI в.). Ж. Морен убедительно показал, что описанный в этом капитуляре литургический календарь на период от Адвенты (содержавшего пять воскресений) до июня отражает аквилейский обряд. Судя по этим данным, он являлся разновидностью галликанского обряда (например, в воскресенье перед Пасхой и в Великий четверг месса совершалась дважды); в то же время имел ряд особенностей, присущих восточным обрядам (в частности, праздник Преполовения Пятидесятницы). Существование церковных связей Аквилеи с Александрией позволяет исследователям предположить, что особенности аквилейского обряда связаны с заимствованиями из александрийского богослужения. В остальном о нём исследователи судят лишь по отрывочным данным: Руфин Аквилейский (начало V в.), комментируя Символ веры Аквилейской церкви, приводит текст, близкий к так называемому апостольскому Символу веры, широко распространённому на Западе; Валафрид Страбон (IX в.) упоминает «гимны», составленные патриархом Павлином Аквилейским (IX в.), которые использовались «в частных мессах при предложении жертвы». Исследователям известны приписываемый патриарху Павлину вариант молитвы «Hanc igitur» римской анафоры в форме литании и фрагмент использовавшегося в IX в. в аквилейском обряде испытания оглашаемых, практически совпадавший с римским чином того времени. На основании упомянутых данных они утверждают, что к IX в. римский обряд уже постепенно вытеснял аквилейский обряд. В XIII–XVI вв. он полностью заменяется римским. Известно также, что уже в 1250 г. Пётр, епископ г. Кастелло, подчинённого Аквилейской кафедре, желал перейти на римский обряд. Гораздо раньше своего полного исчезновения аквилейский обряд подвергся очень сильному влиянию римской традиции. Бревиарии и Сакраментарии (Ритуалы), печатавшиеся в XIV в. для Аквилеи, Венеции и Комо и сохранявшие название «ritus patriarchinus» (или «patriarchalis»), так же как и «Миссал обряда Аквилейской Церкви», представляют собой местный вариант римского обряда. После Тридентского собора (1545–1563 гг.) и издания новой редакции Миссала (1570 г.) при папе Римском Пие V (1566–1572 гг.) римский обряд установился во всех городах, некогда использовавших аквилейский обряд. Некоторые местные особенности сохранялись лишь в церкви св. Марка до падения Венецианской Республики (1807 г.).

 
PR-CY.ru