Словарь по христианству А АВЕРКИЯ (ИЕРОПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ

АВЕРКИЯ (ИЕРОПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ

АВЕРКИЯ (ИЕРОПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ – самая ранняя идентифицированная христианская надпись. В «Житии» св. Аверкия, епископа Иерапольского (около 375 – 400 гг.), есть рассказ о совершённом им чуде: бесы похвалялись заставить святого совершить путешествие в языческий Рим и внушили императору Марку Аврелию Антонину (161–180 гг.) вызвать Аверкия для исцеления одержимой бесом дочери. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на котором высек себе эпитафию. Её текст, с явными признаками литературного сочинения, приводится в «Житии», где сообщено, что он списан с подлинного камня у гробницы. Содержание эпитафии позволяет говорить о епископе Аверкии как о стороннике единства церкви и противнике сектантства, в ней сообщается о единых для всех христиан, от Евфрата до Рима, обрядах; оно свидетельствует о существовании в церкви во II в. важнейших догматов о крещении, евхаристии и приснодевстве Богоматери. Наука воспринимала текст как литературное сочинение IV–V вв., но в 1883 г. Уильям Рамсей нашёл южнее Иераполя, в Синнаде, два фрагмента эпитафии из 22 метрических строк с описанием трудов и путешествия Аверкия, почти полностью совпадавшим с приведённым в «Житии» (на камне, очень похожем на жертвенник II в., Музеи Ватикана). Текст сходен с фригийскими надгробными надписями начала III в. Время создания близко к предполагаемой дате смерти Аверкия – около 167, 190 или 195 г. Попытки связать этот памятник с культом Аттиса отвергнуты исторической наукой (Франц Йозеф Дёльгер, Феликс Мариа Абель и др.).

 
PR-CY.ru