АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ - Страница 2

Тропари Авксентия: «Бедный и нищий, поём Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Содетелю всех рекл еси и быхом, повелел еси и создахомся, повеление положил еси и не мимо идет: Спасе, благодарим Тя»; «Господи сил, пострада и воскресе, явися и вознесеся, приидеши судити мир, ущедри и спаси нас»; «Душею сокрушенною припадаем Ти и молим Ти ся, Спасе мира, Ты бо еси Бог кающихся»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас»; «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; Слава Тебе, Господи, Боже святых». Основой тропарей являются цитаты из библейских книг (прежде всего, из Псалтыри), они содержат реминисценции на Символы веры (Никейский, Сирмийский, Никео-Цареградский) и ранние литургические гимны; по форме ориентированы на семитскую поэзию. Тропари состоят из двух частей – эпиклисиса (призывания) и параклисиса (прошения), обладают определённой метрической урегулированностью, насыщены риторическими приёмами (антитезы, гомеотелевты, репризы, параллелизмы и др.). Гимны Авксентия – характерный образец христианской поэзии V в., находящейся на стыке эллинистической и семитской традиций; его тропари имеют гимнографические аналогии в папирусе Oxyrynchus 1927 (V–VI вв.) и в метризованных гомилиях преподобного Ефрема Сирина. В византийских Месяцесловах память Авксентия регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой церкви (IX–XI вв.) и в константинопольском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему, совершавшаяся подобно службе святителя Григория Нисского 20 января, с тропарём третьего гласа. Студийский устав различных редакций и греческие и славянские служебные Минеи к нему (конец XI в.) содержат память Авксентия и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон предписывает петь службу с общим тропарём преподобному. В древних списках Иерусалимского устава Авксентию указана служба с Аллилуия (восхваляйте Господа). По современным русским и греческим Типиконам поётся служба без знака. Канон Авксентия (четвёртого гласа) написан преподобным Феофаном Начертанным (ум. в 845 г.), без второй песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. известен другой канон (восьмого гласа) Германа, со второй песнью, без акростиха. Служба, выписанная в печатной русской Минее, по составу совпадает с последованием современной греческой Минеи.



 
PR-CY.ru