Словарь по христианству А АБАЛАКСКАЯ «ЗНАМЕНИЕ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

АБАЛАКСКАЯ «ЗНАМЕНИЕ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

АБАЛАКСКАЯ «ЗНАМЕНИЕ» ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская) – самая почитаемая в Сибири икона (празднование 27 ноября, 20 июля). Название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В «Сказании об Абалакской иконе» сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в лёгком сне» двух икон – Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая. От иконы Божьей Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя Марии Египетской и святителя Николая. С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви, и протодиаконом тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Евфимия Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы, была написана Абалакская икона. «Сказание об Абалакской иконе», включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от неё, сохранилось в двух редакциях и дошло не менее чем в десяти списках XVII – начала XIX вв. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлёве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике (Российский государственный архив древних актов). Её автором предположительно был дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи Есипов Савва. Характер повествования в этом варианте «Сказания» близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В середине 1640 гг. «Сказание» было продолжено записью чудес местным священником Павлом Стефановым; при митрополите Корнилии (1664–1677 гг.) создана новая редакция памятника – текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675 г.), записанными в окружении Тобольского архиерея. В «Сказании» описано около 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центральной России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности Абалакской иконы уже во второй половине XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от иконы, совершавшихся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию «Сказания».

 



 
PR-CY.ru